Мы беседовали с Гедиминасом Альбиновичем Йокубонисом в его мастерской, расположенной почти в самом цейтре Вильнюса. Но городской шум не долетал сюда, здесь царила атмосфера сосредоточенности и тишины, которая всегда является труд большой художник.
В Литве памятники Йокубониса знает каждый, и республика по праву гордится ими. Сегодня Г. Йокубонис — признанный мастер, народный художник СССР, профессор, один из ведущих советских скульпторов.
Путь, чтобы стать Йокубониса, как мастер-это прямой и ясный, творческий взлет — быстро. Он стал обладателем высшей награды — орден Ленина, — то-построить памятник жертвам фашизма в деревне Пирчюпис. Это было блестяще, новаторское произведение молодого скульптора, которому тогда исполнилось 30 лет, на самом деле является второй самостоятельной работы после окончания школы.
Успех закономерный. В нем сказать, целостность характера Йокубониса, его одаренность, зрелое понимание задач искусства, профессиональные навыки. В этом успехе — большая заслуга его учителей, их мудрость, их опыт.
Я считаю,говорит Йокубонис,что учитель-это гораздо больше дает ученику не во время учебного процесса, но, прежде всего, примером собственного творчества.
Я учился у известного литовского скульптора Ю. Микенаса. Это был талантливый человек большой культуры, оказавший значительное влияние не только на наше поколение, но и на современное литовское искусство в целом. Один из тех, кто создал после Великой Отечественной войны литовскую советской школы скульптуры. Образован блестяще. В Каунасе изучал живопись, фреска, мозаика, в Париже — скульптура; учился у французских мастеров школы Майоля. Огромное влияние на творчество Микенаса оказалось литовское народное искусство, которое он хорошо знал.
Во время занятий Микенас говорит скупо, редко поправлял, но то немногое, что было им сказано, много значило, потому что подкреплялось его творчество. Однако он никогда не навязывал своих мнений. Наоборот — всячески помогал, чтобы показать ученикам свои собственные фантазии, индивидуально дал.
Каждый художник, на мой взгляд, имеет свое представление об идеальном образе. Возьмите высокий пример классическое творчество мастеров Возрождения. При всей их многогранности мы можем определить идеал человека, который тот или иной художник хочет выразить. Для Микеланджело — это характер сильный, волевой, смелый. В пророки, Давид, рабах и Сивиллах великий скульптор воплощал свое видение идеального человека. «Леонардо да Винчи» идеал другой, — четкой, гармоничной, совершенной личности.
Так и сегодня. Каждого художника есть главная тема творчества. Если говорить о моем идеале, это человек, внешне сдержанный, негромкий, но в нем чувствуются твердость, волю, моральную истину. Если можно так выразиться, это образ тихого, спокойного величия.
Меня никогда не привлекали темы сверхсложные, в композициях много персонажей. Я взял немногих. Интересно, на работу я смотрю на человека, чтобы понять и воплотить его характерным способом. Средства выражения я тоже всегда немногословны. Я Не утверждаю, что этот принцип работы лучше, чем другие, но он очень-очень похож на меня.
Эти творческие принципы отчетливо проявляется в первой самостоятельной работе Йокубониса — «Председатель колхоза». Скульптура была предназначена для выставки, и в нем нет еще одной чеканной обобщенности формы, которая придет позже, в последующие монументальные произведения. Но он дает яркое представление о идеале, который стремится воплотить скульптор.
В спокойном, уверенном шагом президент, во всем его неброском и доступной для понимания форме, волевом лице легко угадывается характер сильный, стойкий. Это настоящий хозяин на земле, уверенный в себе строитель будущего.
Работу таким образом, председатель ферме в значительной степени подготовил скульптора для создания памятника в Пирчюписе.
Название этой литовской деревне болью отзывается в сердце каждого советского человека. Здесь, в 1944 году фашисты учинили зверскую расправу над мирным населением. Пирчюпис расположен в 40 км от Вильнюса в районе лесных массивов, где особенно сильно было партизанское движение. Однажды карательный отряд фашистов, без партизан, всю свою бесчеловечную злобу выместил на мирных жителей — женщин, детей, пожилых людей. Они были загнаны в сараи и сожжены. Погибло 119 человек, среди них — 67 детей.
После Победы правительство Литовской ССР принял решение об увековечении памяти жертв Пирчюписа. Был объявлен конкурс на лучший проект монументального памятника. Йокубонис среди многих литовских художников и архитекторов принял в нем участие и получил первый приз.
Вот как характеризовал он, то его идея: «Фигура — основной акцент памятника. Рисунок решена спокойно, статический, искусства, народный характер, с глубокой внутренней динамики, выражающей народную боль, ненависть, протест и вера во вновь возрождающуюся жизнь». В процессе работы план углублялся, более полно раскрывалось идейное содержание скульптуры. И сегодня, после 20 лет, этот памятник является выдающимся произведением советского искусства в силу выразительности и сдержанной скромности.
…Он возникает незаметно среди типичных литва пейзаж и, кажется, органически слитым с пути, окружающими полями и перелесками. Глубоко внутри вы думаете, стоит литовская крестьянка. Оплакивает ли она своих детей, скорбит ли о ваших близких и всех погибших за правое дело? Самые возвышенные и святые чувства любовь к Родине резко просыпается образ величественной матери, одновременно грустно и жизненно.
Когда подходишь ближе, невольно все внимание привлекает лицо женщины. Насколько глубокую боль в ее глазах! Одной рукой крепко сжимает платок под подбородком, а в другой — платок, которым женщина утирала слезы. И, тем не менее, не только скорбь рождает этот образ. Не для мести кричит мама. Гордо и спокойно она приносит страдания, свою долю. И в эту силу, силу духа человека, — верный залог будущей жизни, которая возродится из пепла.
В скульптуре «Мать Пирчюписа» я попытался показать красоту человека, чтобы раскрыть мысль о том, что был получен в результате смерти, фашизма и муки не могут сломить человека и его готовности защищать мир, спокойствие, счастье,говорит Йокубонис.Много раз я слышал вопрос: кто является прототипом моей героини? Были даже смешные случаи. После награждении меня орденом Ленина премии в одной из газет, например, написано, что пирчюписскую Мать я сделал с его матерью, которая-де живет в Пирчюписе и единственный оставшийся в живых.
Это, конечно, выдумка. Люди любят конкретизировать, и это вполне понятно их желание видеть истинное лицо для художественной манере. Однако «Мать Пирчюписа» не было конкретного прототипа. Я много искал, прежде чем остановился на этом варианте. Первый эскиз, например, описывает, обелиск в виде обгорелой обломанной трубы. Но их, я был зол, и он начинает искать другое решение — трагический силуэт женщины-матери.
Не модель при работе я не пользовался, хотя, конечно, был в Пирчюписе. Здесь в годовщину народной трагедии собирались женщины и оплакивали мертвых. Плач умершего восходит к своеобразному фольклорному жанру — причитаниям. Типы женщин, их одежду запечатлелись в моей памяти.
Меня тоже часто спрашивали меня: пришел ли я из принципов литовской деревянной скульптуры, чувствовал ли влияние традиций народного творчества? Можно ответить: и да и нет.
Непосредственно кредиты нет. Связь профессионального искусства с народным творчеством, должна быть внутренней, глубокой. Это корни нашего искусства, из которых не может вырваться. «Мать Пирчюписа» есть черты, роднящие ее с традициями литвы придорожного памятника фигуру переднего, памятник находится на дороге, его форма скупа, своей веры.
Если анализировать форму, в частности, они в корне отличаются от произведений народных мастеров.
Я помню такой случай. Когда я делал памятник, ко мне в студию зашли двое знакомых: один историк искусства, серьезный ученый, а другой — художник. Смотрели не завершены еще работы и говорят: «Хорошо, чувствуется связь с народным творчеством. Добро пожаловать. Но глаза не делает, наметь только тире, не больше». Но я не послушал советов.
Припомнил я с того, что даже в нашей профессиональной среде не всегда верно, конечно, связь с народными традициями. Если в составе натюрморт, например, художник включает в себя литовскую деревянной скульптуры — а эти вещи были очень в моде,то это еще не означает, что автор исходит из принципов народного искусства. Внешние, внутренние черты примитива не нужны. Они органичны для народного мастера, который смотрел и чувствовал себя особым образом, происходят часто интуитивно. Но если у тебя за спиной высокая профессиональная художественная школа — вы делаете глазами, а не прорезывать самом деле.
Установив памятник в Пирчюписе прошло почти 20 лет. Для Йокубониса они были заполнены напряженной работой. Наиболее часто в области портретной скульптуры. Всегда интересовался и интересуется Человек с большой буквы, личность, выдающийся, замечательный. Его герои живут не в камерном, маленьком мире, как и единой судьбы народа, Родины. Потому что это было так органично и естественно для художника обращение к ответственнейшей тема — создание образа В. И. Ленина.
Памятник, установленный в настоящее время в Москве на заставе Ильича, изначально был предназначен для естественной, интимной обстановке. Я изобразил Владимира Ильича в минуты отдыха, гуляющего в саду. Здесь он задерживается на мгновение задумался о чем-то важно…
Работа над ленинским образом обогатила духовно Йокубониса, позволяет лучше понять легендарного течение первых лет Октября.
Герои многих произведений скульптора — известный литовский поэтов, писателей, художников. В 1974 году. он создал памятник поэту Майрони-су, установлены на центральной площади Каунаса, затем портретной скульптуры Чюрлениса в Каунасе. А сегодня в студии Г. Йокубониса идет работа над новым памятником поэту Адаму Мицкевичу.
Хотя Мицкевич писал на польском языке, мы его не только польским, но и литовским поэтом,говорит Йокубонис. Родился поэт, недалеко от Вильнюса, в Белоруссии, учился в Вильнюсе, работал в качестве учителя каунасской средней школы. Вся его творческая, сознательная жизнь связана с Литвой. Вторая половина жизни Мицкевич жил в Париже, но там написано только одно стихотворение — прославленный «Пана Тадеуша». В нем выражена вся тоска по родине, и она начинается со слов:
Отчизна милая, Литва! Ты как здоровье, Тот дорожит тобой, как собственную кровь,
Кто потерял тебя. Истерзанный чужбиной, Пою и плачу я лишь о тебе единой.
Адаму Мицкевичу созданы несколько памятников в Польше, во Франции, очень скульптурные портреты, медали. Автор парке памятника поэту — знаменитый французский скульптор Бурдель, который показал Мицкевича в образе пилигрима, странника, идущего с палкой. Как правило, его часто называют изгнанником, пилигримом. Но для нас, Адам Мицкевич, всегда будет не изгнанником, а родился поэт. Он петь Литвы, ее историю и народ с такой душевной силы, которая затрагивает и сегодня.
Я хочу сделать памятник молодому Мицкевичу, чтобы создать образ романтичный, под стать эпохе, в которой он жил.
Каждая новая работа Г. Йокубониса ждут все. И больше другие художники, его ученики. Вот уже несколько лет Гедимина Альбинович является профессор Вильнюсского института. Его мастерскую закончили скульпторов, которые сегодня во многом определяют уровень литовского искусства. И как учитель, наставник Года. Йокубонис гордится успехами своих учеников.
Самое ценное, что есть в сегодняшнем искусстве молодых,многогранность, оригинальность,считает Йокубонис.Молодые ищут свой идеал, путь в искусстве, один герой. Они стремятся осваивать различные техники, различные материалы — один любит одно дерево, другое, более склонны работать в бронзе, камне; и смело комбинируют материалы, ищет новые формы. Интересные работы были показаны в последние молодежная выставка Прибалтийских республик. Это правда, что я не могу сказать, что в искусстве молодых все гладко и радужно. Они разные. И иногда приносят не только радость.
Что может быть хуже, коммерческий взгляд на искусство? А некоторые молодые слишком спешить любить, стремятся создавать произведения ради моды, не очень высокий вкус — салонные, сладкие. Уверен, что эти скульпторы, которые быстро реагировать на спрос, в скором времени исчезнет, как и художники. К сожалению, так называемые средние работы еще много. Иногда они не зарегистрированы — никому не мешают никому зла не делает. Но и хорошего не делают, а незаметно приносят вред. В конце концов, чтобы их волю, люди перестают быть заинтересованы в искусстве, потому что оно теряет свою актуальность.
Искусство — это область, в которой они были утверждены только несколько. Остается очень маленький процент от работы со знаком качества. Показы, вероятно, закономерный в любой области человеческой деятельности, где является главным условием для роста имеет талант и труд. Ведь и в природе то же самое: как семя падает в землю, и сколько из них прорастает.
Истинное искусство требует самоотречения. Если художник не решился на какой-то подвиг, на творчество, если считает, что творчество не больше, чем обычная ежедневная работа,как создатель этой отдачи не ждите. Художник всегда должен быть настроен так, что именно сегодня необходимо самое большое напряжение сил, чтобы создать что-то экстраординарное.
Так действует и сама по себе Г. А. Йокубонис. Потому что его произведения затрагивают и волнуют нас, говорят о лучшем в Человеке, о нашем замечательном современнике.