(2(14).02.1855 — 24.03(5.04).1888)
Родился 2 (14) февраля 1855 в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской, дает. семья из дворян, ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Мой отец, офицер, принимал участие в Крымской войне 1853-1856. Мать, дочь морского офицера принимал участие в революционно-демократическое движение 1860-х годов.
Пятилетним ребенком Гаршин пережил семья драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей П. В. Завадского организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец в полицию жалобу принял, после Завадского арестовали и выселили в Петрозаводск политические обвинения. Мать переехала в Петербург, чтобы пошел ссыльного.
Уже в 1864 Гаршин жил с отцом в имении, недалеко от h. Старобельска Харьковской губ., затем его мать взяла его в Петербург, дал gimnaziyaya. В 1874 Гаршин в петербургский Горный институт. Через два года состоялся его литературный дебют. Основу его первого сатирического очерка Подлинная история Энского земского собрания (1876) пошли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.
В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877, Гаршин добровольно в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личный опыт стал материалом для первого рассказа о войне Четыре дня (1877), который Гаршин написал в госпитале. После его публикации в октябрьском номере журнала «Местные заметки» имя Гаршина стало известно всей России.
Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли писатели круга «Местные жили» – М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Спекуляции и т. д. В 1878 Гаршин был произведен офицеры, по состоянию здоровья, выйдя в отставку, продолжил учебу как вольнослушатель Петербургского университета.
Война, оставив глубокий след в восприимчивую ум писателя и его творчество. Простой, фабульном и композиционном отношении рассказы Гаршина удивлять читателей предельной обнаженностью чувств героя. Повествование от первого лица, использовать дни заметки, внимание к самым болезненным духовным переживаниям создавало эффект абсолютной тождественности автора и героя.
Он, литературного критика, в те годы часто встречался, фраза: «Гаршин пишет кровью». Писатель соединял крайности проявления человеческих чувств: героический, жертвенный порыв и осознание зла войны (Четыре дня); чувство долга, попытки уклонения от уплаты налога обстоятельств, его понять, делать, при невозможности этого (Трус, 1879). Беспомощность человека перед природной катастрофой, плохо пишет трагическими финалами, было главной темой не только военных, но и затем рассказ Гаршина. Например, рассказ Происшествие (1878) – это уличная сценка, который писатель показывает лицемерие общества и дикость толпы осуждение проституток.
Даже описать, люди искусства, художники, Гаршин не находил разрешения своим мучительные духовные поиски. Рассказ Художники (1879) право пессимистическими мыслями о ненужности этого искусства. Его герой, талантливый художник Рябинин бросает живопись и уезжает в деревню, чтобы учить крестьянских детей.
Рассказ Attalea princeps (1880) Гаршин в символической форме выразил свое мироощущение. Свободолюбивая пальма в целях выхода из стеклянной теплице, пробивает крышу и погибает. Романтические относясь к действительности, Гаршин пытался разорвать заколдованный круг жизненных вопросов, но болезненная ум и сложный характер возвращали писателя в состояние отчаяния и безысходности.
Это состояние усугублялось события, происходящие в России. Февраля 1880 революционный-террориста И. О. Млодецкий сделал покушение на главу верховной рады распорядительной комиссии графа М. Т. Лорис-Меликов. Гаршин как известный писатель добился у графа аудиенции, чтобы просить о помиловании преступника во имя милосердия и гражданского мира. Писатель призвал высокого сановника, что казнь террориста не только удлинит цепочку бесполезных смертей в борьбе правительства и революционеров. Казнь после окончания Млодецкого у Гаршина обострился маниакально-депрессивный таверны. Не помогло путешествия, Тульской и Орловской губерниям. Писатель ввели в Орловскую, а затем в Харьковскую и Петербургскую психиатрические исцеления.
После относительной стабилизации Гаршин долгое время он возвращался к творчеству. В 1882 вышел его сборник Рассказов, которые приводят к критике горячие споры. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. Народники использовать творчество писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современной интеллигенции.
В августе-сентябре 1882 по приглашению И. С. Тургенева Гаршин жил и работал над рассказ из воспоминаний рядового Иванова (1883) в Спасском-Лутовинове.
Зимой 1883 Гаршин женился на слушательнице медицинских курсов Н. М. Золотиловой и поступил на службу секретарем, канцелярские Съезда представителей железной дороги. Много душевных сил писатель потратил рассказ Красный цветок (1883), в котором главный герой ценой своей жизни уничтожает все зло, сконцентрированное, как будут его воспаленному, представьте себе, в трех цветках мака, растущих иметь во дворе. В последующие годы Гаршин стремился к упрощению своей повествовательной поведения. Появились рассказы, написанные в народном духе истории Толстого, – Сказание о гордом Аггее (1886), Сигнал (1887). Детская сказка Лягушка-путешественница (1887) стала последним произведением писателя.
Умер Гаршин в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1888-го года.