(1868-1936)
русский писатель, публицист
Настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков. Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим морским конторой, умер от холеры. Мать, Варвара место получения Каширина (1842-1879), мещанин семьи; рано овдовев, во второй раз замуж пошла, умер от чахотки.
Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем я должен сказать, что стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика в церкви, книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука, который народные песни и сказкам, но главное заменила мать, «насытив», по его словам, наиболее Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).
Это образование есть Горький закончил, только ремесленные школы. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник корабль, «мальчик» в магазине, ученик в художественной мастерской, мастер ярмарка. и т. д.). и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и сказать, откровения, мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли не согласиться…» хранятся частью уничтожены и поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».
Ненавижу зло и нравственный максимализм были источником духовных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «пошел в народ», странствовал по России, разговоры были босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капитала» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.
Грубость и невежество, что делает быта отравили его душу, но и парадоксальным образом создал веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) бакиханова, как с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького, затем купить себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как спокойно встать рядом с Богом» (письмо Горького в. в. Розанову, 1912).
Горько принять, как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 году в тифлисе в газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра».
В 1895 году, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 году в санкт-Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», которые, сенсационный успех. В 1899 году появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава богу, Горький вырос в невероятную быстроту и вскоре сравнялась с популярных Чехова иЛьва Толстого.
С самого начала обозначилось разногласий между о том, что писал в тяжелый путь критики и увидеть то, что хотел, там рядового читателя. Традиционный принцип интерпретации произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применять в начале Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил их настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идея лиризма».
Его герои совмещали в себе типические черты, где, чтобы было хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», в которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами, решать не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, и непосредственно «вопрос тяжелый путь» созданных им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 начала — 20 веков и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, что традиционно в глаз, считать его скорее модернистом, чем реалистом.
Общественная позиция Горького была радикальной. Он неоднократно подвергались арестам, в 1902 году Николай II дал указание аннулировать его избрание почетным академиком по изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 году РСДРП вступил в ряды (большевистское крыло) знакомы с В. И. Ленина. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-1907 годов.
Быстро проявил себя Горький и талантливый организатор литературного процесса. В 1901 году встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре отпустили «В обществе «Знание», где распечатать в, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, в. В. Вересаев, Е. Н. Чириков Г. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.
Вершина раннего творчества, пьеса «на дне», в значительной степени обязан своей славой регистрации К. С. Станиславского Московского художественного театра (1902; играли Многие. В. И. Качалов, И. М. Москвин, Книппер-Чехова и др.). В 1903 году в берлинском Kleines Theater состоялось мысли «на дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького «Мещане» (1901), «Долго» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) было, что такой сенсационный успех в России и в Европе.
После поражения в 1905-1907 гг. революция Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившиеся критика идеи «конце Горького» (Д. В. Философов), что было причиной его хобби, ложь, политическая борьба и идеи социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907).
Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-1914), «в людях» (1915-1916), цикл рассказов «России» (1912-1917). Споры, критика вызывает повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная Блоком. Там впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал каприйской партийной школе для работы, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».
Первой мировой войны тяжело сказалось на духовном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического крах его идеи «коллективного разума», в которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум принял, как только догмат не утверждены жизни.
Стала война выдачи примером коллективного безумия, Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года строки: «Как же мы потом жить будем?//Что мы этот ужас принесет?//Сейчас ненависти к людям // Душу мою спасет?»
Октябрьской революции подтвердить, страх, Горечь. В отличие от Единого, он слышал, его не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островов культуры.
«Несвоевременных мыслей» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-1918; в 1918 году вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина захватить власть и практиков террора в стране. Но там же, под названием русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если тем более объяснить дикие обращение большевиков, этот народ. Несоответствие позиция нашла свое отражение и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).
Несомненной служба Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.). Не трудно, для этого, если вы такие культурные акции, как организация издательства «всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блок, Г. С. Гумилева) спасти не удалось, что было одной из основных причин последнего разрыва Горького с большевиками.
С 1921 по 1928 год Горький в эмиграции жил, куда ходил, потом очень azmeden советы Ленина. Решение сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, в. в. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.). Написал цикл «Рассказы 1922-1924 годов», «Заметки ежедневно» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать с романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 1920-х годов.
В 1928 году Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, его səhnələşdirdiyi в связи с его 60-летия), до этого следующего осторожные переговоры со сталинским руководством. Игры, встречи Беларусь вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он полностью погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамный снимок для России сорок лет. Как политик фактически обеспечить Сталину с духовной точки зрения перед лицом мировой общественности.
Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства — фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталин. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Academia», серии книг «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературное образование», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 году возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.
Смерть Горького была атмосфера, в окружении таинственности, как и смерть его сына Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Коробка с пыли Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.