(12.05.1933)
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве.
Отец — Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), партийного строительства крупнейших гидроэлектростанций — Братской, Ингурской. Фамилия ясно указывает происхождение духовного класса. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.
Мама — Antonina Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина (1905-1983) в Владимирская области. Здесь Киржаче провел часть детства будущего поэта. Во время войны давал, потому что людей, переселенных из Москвы мать с Андреем жили в зауральском Кургане.
Супруга — Зоя Борисовна Богуславская, известная писательница, кино-и театральный критик, инициатор и координатор премии «Триумф».
Тяга к поэзии проявился у Андрея Вознесенского еще в юности. Детские стихи Андрей Андреевич никогда не упоминает, хотя, очевидно, что они уже, что талант. Не случайно, что Борис Леонидович пастернак, получив их по почте от четырнадцатилетнего мальчика, пригласил его к себе и затем приблизил.
Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958г. его стихи, кажется, периодике, а начиная с поэмы «Мастера» (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. «Ваш в литература — стремительно, быстро, я рад, что до этого жили», — так писал пастернак в больницу.
В то время вечера поэзии в зале Политехнического музея стали собирать полные залы, поэты привлекает многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. Одним из первых это красиво плеяде был Андрей Вознесенский. В его коллекции сразу же исчез выступали с прилавков, каждое новое стихотворение было событием.
В 1960 году, выступавшие в первый сборник стихов поэта — «Парабола» и «Мозаика». Пребывание в США (1961), отражение в цикле стихов «40 лирических отступлений из поэмы «треугольные территории груша» (1962).
Уже тогда наиболее прозорливые ценителей поняли, что в лице Вознесенского Россия получила нечто ранее не бывавшее. Уже тогда они говорили, что остросовременная, новый, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского начала музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, смелые метафоры, тематические «порывы» ломали долгосрочные каноны «благополучной» советской поэзии. Именно поэтому еще громче и чаще слышал злобные вопли советских ортодоксов и просто завистников. Сохранился плакат, выпущен большим тиражом, где рабочий выметает метлой «идеологический мусор» здесь наиболее заметна книжечка с названием «треугольник территории груша»
В марте 1963 года Н. С.Хрущев Первый секретарь ЦК кпсс и Председатель Совета Министров СССР собрал в Кремле «представителей художественной интеллигенции». На аналоя был вызван в Вознесение. Он не успел сказать и нескольких слов, когда Хрущев обрушился молодого поэта с яростной руганью, с угрозами выслать его из страны. По стране началась кампания проработок и разоблачений. Вознесенский решил на всякий случай не, кажется, в Москве, скитаясь по стране, где постоянно его поклонников.
Ее повезло, что еще до хрущевской ругани он, между тем, быть, за рубежом. После устранения Хрущева у Вознесенского с властью, возникают двойственные отношения. Его выпускают за границу, но только изредка, далеко не на все приглашения, которые он получает. Его и сам, но часто не печатают. Каждый его сборник мгновенно исчез из магазинов (часть тиража просто забирает себе номенклатура). Более трех лет критика писала о нем несколько раз.
Но несмотря на замалчивание, неизменным оставалось восторженное поклонение поклонников — от «шестидесятников» уже современной молодежи — проявляющееся во всегда многолюдно в залах, где проходили выступления поэта, в ценах «черного рынка» на сборники, в переписанных вручную тексты, в сочинениях смелых десятиклассников.
Перу А. А. Вознесенского принадлежит два очень сборников прозы и стихов, в том числе «треугольник территории груша», «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976), «Соблазн» (1978), «Избранные лирика» (1979), «Безотчетное» (1981), «Прорабы духа» (1984), «Ров» (1986), «Аксиома Самоиска» (1990), «Видеомы» (1992) (тираж 1000 экземпляров), «Casino «Россия»» (1997), «на виртуальном ветру» (1998), «Страдивари сострадания» (1999), а также «Девочка с персингом», «Ужасный кризис «Суперстар»», «Гадание по книге»и другие. В 1993 году в журнале «Дружба народов» опубликован безразмерный молитвы соне «Россия воскресе». В 1983 году вышел на собрание, построен в 3-х томах. В настоящее время издательство «Вагриус» приступил к выпуску 5-томного собрания эссе поэта.
Цикл стихов Вознесенского «Антимиры» (1964) были вложены в виде сцен и песен Театром на Таганке, здесь впервые вышел на сцену с гитары вышел В. Высоцкий. На Таганке были поставлены также спектакль «Берегите ваши лица» сразу же после премьеры.
Рок-опера — «Юнона и Авось» (музыка Алексея Рыбникова) в Ленкоме и в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья, получить очень большую популярность, произошло это классика жанра.
Стихи поэта написано много известных эстрадных песен, в том числе «Миллион qıp-красный цветок» (муз.P.Паулса), «Песня на «бис» (муз.P.Паулса), «Начать сначала» (муз.E.Мартынова), «Плачет девочка на продажу машина» (муз.E.Осина), «Новое московское сиртаки» (О. Нестеров), а также многих романсов, музыка М. Таривердиева.
В последние годы, найти применение своей «академической» специальности, А. Вознесенский работает в жанре визуальной поэзии. Всегда стремились к синтезу искусств, он соединяет чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых видеом. Выставки этих произведений — видеом — с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Париже, Нью-Йорке, в Берлине. Его авторские вечера проходят по многих городах планеты.
Андрей Вознесенский — автор эссе и статей по вопросам литературы и искусства. Много и плодотворно занимается перевод активно участвует в организации авторских вечеров молодых поэтов. В 1979 году он принял участие в освобождении бумаге альманаха «Метрополь».
А. А. Вознесенский, вице — президент Российского Пен-центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он, академик избран почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
Андрей Вознесенский — лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник «Витражных дел мастер»), дважды удостаивался американских премий. В париже на фестивале «Триумф» (1996) газета «Нувель Обсерватер» назвала А. А. Вознесенского «самый большой поэт современной эпохи».
Живет и работает в москве.