XVII в. был в России в переходный период от Средневековья к Новому времени. В этот период начинает возникать новое отношение к личности, который проявляется в признании ее самоценности, независимо от официального положения человека в обществе.
Все чаще начинает звучать протест против феодальных структур, отождествляемых, в частности, с церковью. В литературе усиливается внимание к индивидуальным особенностям личности, появляется вымышленный герой, принадлежащий не элиты, а к служилым или посадским людям, а иногда даже и до «голых и богатых». Лицемерие и стяжательство духовенства, высмеивались в «Калязинской челобитной» и «Сказании о куре и лисице», несправедливость суда, записанных в Истории Шемякином суде».
Неспособность дворянских недорослей труда разоблачалась в «Повести о Фоме и Ереме». А здесь, в «Азбуке о голом и небогатом человеке», показан не только пути «на дно», но и готовность к бунту против своих разорителей. В XVII в. появляются новые литературные жанры: демократическая сатира и стихосложение.
Церковный раскол наложить свой отпечаток на литературу. Появляются мемуары, самые известные из них относится «Жизни протопопа Аввакума», чьи сочинения очень активно распространяться в среде старообрядцев, где Аввакум, пользуясь непререкаемым авторитетом, почитался как святой.
Основоположником стих традиции в России был Симеон Полоцкий (1629-1682). Он переложил на стихи Псалтырь, который долгое время учили грамоте. Наследия С. Полоцкого огромно. Он является автором многочисленных проповедей и статей, энциклопедического сборника «Вертоград многоцветный»; положение казенную типографию, совершил массовое издание книг для топ-просветительского характера. Стихотворная традиция. Полоцкого была продолжена его современников Сильвестр Медведев и Карионом Истоминым. K. Истомин развивается по принципу барокко стихотворства, двигатель к нему. Полоцким и На. Медведев. Произведения К. Истомина носила просветительский и религиозно-дидактический характер.
Много XVII в. продолжает выходить и переводной литературы. Некоторые переводы, как «Повесть о Бове Королевиче» и «Повесть о Еруслане Лазаревиче», превратились в популярные сказки.
Реалистическое направление в живописи XVII века представлена Симеоном Ушаковым (1626 — 1686), царским изографом и теоретик искусства. Он вводит в икону объемность изображения. Ангелы, например, икона «Троица» художник написал цветущими, полными здоровья, олицетворяющими не только духовной, но и на земле, в материальной красоте и жажды жизни. Реализма стало проявляться в том, что при фресковой росписи церквей и все больше появлялось «бытовых» сцен, комментирующих библейские сюжеты. Человек в них был представлен актеру (воюющим, торговля, строящим), но не созерцателем.
В конце XVI-XVII веке появляется и портретный жанр. Первые портреты — парсуны (Ивана Грозного, царя Федора Иоанновича, князя М. В. Скопина-шуйского) были еще ближе к иконописным стандартов. Но уже со второй половины XVII в. по западному образцу портреты стали написана масляными красками по холсту. В них возникают все более реалистичные характеристики, художников хочет показать индивидуальность портретируемых (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича).
Период Смутного начале XVII в. в значительной степени страдают от архитектуры. Только с 20-х г. возобновили свою деятельность Приказа каменных дел. Но изначально общий характер архитектуры мало чем отличается от образцов прошлого века. Повторять одни и те же виды услуг. В 30-е года. в XVII в. был построен Теремной дворец для повседневной жизни русских царей. Этот дворец был едва ли не первый жилой каменный корпус в России, так как для жилья предпочитались деревянные постройки. В архитектурных нововведений этого века может быть из-за полихромность фасадов, где большую роль играют поливные изразцы, а также в соответствии с типом деталей: наборные кирпичные наличники окон, боченкообразные, колонны и многое другое.
К концу тип шатрового архитектуры, строительства церквей, чем этот вид, как правило, запрещено с середины XVII в. В патриарших грамотах следующее присловье: «верх на той церкви был не шатровый». Один из самых новых памятников этого стиля является церковь Рождества Богородицы в Путанках в Москве.
Во второй половине xx века увеличилось число каменных гражданских построек. Довольно много домов из этого периода сохранились в Пскове, архитектура которого отличается от других частей России то, что в ней практически отсутствуют украшения. Один из крупнейших жилых комплексов Пскова — Поганкины палаты.
Развитие мануфактурного производства и торговли требовало строительства, как коммерческих зданий, так и помещений для мануфактур. В 1661 — 1665 году. в Москве строится Гостиный двор в Китай-город. А вот Гостиный двор в Архангельске был построен по чертежам, присланным из столицы. Знаменитая Сухарева башня в Москве (Сретенские ворота Земляного города), изначально не носившая военного значения, была построена как помещение для гарнизона.
Новые тенденции в области архитектуры, появились в конце XVII века, это название московского барокко, или нарышкинский стиль. Оно объединило в себе традиции русского белокаменного узорочья с новыми веяниями европейской архитектуры, пытаясь как заполнить функцию Возрождения России. К наиболее примечательным памятником этого направления относится церковь Покрова в Филях, в которой безукоризненностью пропорций и тонкой прорисовкой деталей.
В английском языке построение предложения значительно отличается от русского. Начинает изучать английскую грамматику нужно быть с самые простые времена, например, present simple. Использовать это время уместно, когда речь идет об обычных действиях, которые происходят в настоящее время.
Есть и церковь этого стиля в Троице-Лыкове и Уборах. Их характеризует ярусность, большой объем на высоком подклете, увенчанный несколько глав. Прекрасные церкви были построены по заказу купцов Строгановых, одной из них сохранилась в Нижний Новгород.
Все большее значение, наряду с резьбой по кости и дереву приобретает круглой скульптуры. На это также влияет на борьбу за новые реалистичные традиции.
С XVII века стал поворотным моментом в музыке. Церковь служит строгие каноны церковного пения. В 1652 году. патриархом Никоном во всех соборов вводилось единогласное пение, исправлялись основные певческие книги. Во второй половине века утвердился новый стиль многоголосия — партесное пение. Образцы его были разнообразны: от четырехголосного пения до самых сложных композициях, 24 голоса партии. Теоретические основы этого пения были разработаны в трактате Н.Н.Дилецкого «Мусикийская грамматика». На них была создана и первая в России композиторская школа. Наиболее выдающимися ее представителями были дьяк Василия Титова, написал более 200 произведений в различных жанрах, а также московский священник Иван Карамазов.
Хотя церковь и запрещала петь «виды песен», которая возникла на основе фольклора, но именно в этом веке родились шедевры народной сатиры «Камаринская» и «Барыня», истоки которых уходят в скоморошество. В царском дворце и в домах просвещенного русского боярства появляются клавесина, органа, других европейских музыкальных инструментов; стали редактировать аудио капеллы.
Музыка занимает большое место и в первом русском придворном театре (1672-1676), для которых из-за рубежа, приглашенных музыкантов. Со времен Киевской Руси известно три вида театра: народный, придворный и церковный. В XVII в. происходит возрождение национального театра: сгибает устной народной драмы и самый простой кукольный театр. Возникает также письменной драматургии, обслуживавшая придворный и школьный театр. При Михаиле Романове Потешный чулан уступает Потешной палаты, первый театральный локализации в России. Симеон Полоцкий вводит драматургию церковно-школьного театра.
В 80-е годы. в XVII в. в России, 15 тысяч церквей и 650 монастырей. Церковь оказывала огромное влияние на развитие культуры. Таким образом, с помощью церкви и государства в 1687 году. в Москве была открыта Славяно-греко-латинской академии. В ней преподает древнегреческий язык и латынь, теологию, арифметику, грамматику, географию, астрономию и т.н. Это первое высшее учебное заведение в нашей стране.
Автор текста: М. В. Соколова