Пластилин, точнее состав, похожий на пластилин, впервые упоминается в XVI веке Джордже Вазари в «Жизнеописаниях наиболее известных художников, ваятелей и архитекторов». По широте применения в скульптуре пластилин занимает второе место после глины. Его пластические свойства отличаются от глины, что дает скульптору дополнительные возможности для самовыражения. Физические свойства, его твердость, плотность, цвет, пластилину один раз — при изготовлении. Только во время работы он становится немного мягче, чем тепло рук скульптора. В силу того, что пластилин — более жесткий материал, чем глина, он применяется для выполнения небольшой станковой скульптуры: фотографии, медали, жанровых композиций, масштабных чертежей больших скульптур, планы работы, скульптуры и архитектурные композиции, формовочной лепнины для производства небольших гипсовых деталей для окраски потолков. Из глины, пластилина отличается тем, что не сохнет, сохраняя пластичность и плотность. Поэтому он находит применение там, где требуется тонкая и четкая моделировка формы. Некоторые скульпторы используют пластилин и в крупных работ, в основном для лепки тонких деталей, которые в глине высохнуть быстро. Но для этого пластилин подвергается дополнительной обработки. Он усваивается).. тает до жидкого состояния, в него добавляют пластификатор и цветной пигмент, чтобы пластилин попал в цвет и средняя мягкость глины, из которой сделана вся скульптура.
Пластилин состоит из пчелиного воска, все виды наполнителей и пластификаторов. Вместо пчелиного воска часто используют горный воск — озокерит. В качестве наполнителя применяют порошок сухой глины, серы, талька. В XIX в. пластилин изготавливали из воска и канифоли (на 1 кг воска 0,5 кг канифоли), расплавленной в оливковом масле. От количества масла зависит мягкость. Для цвета добавляют необходимые пигменты. Позже были разработаны и другие рецепты из нескольких компонентов. Например, восково — глиняный, восково — серой, озокерито — каолиновый.
Приготовление всех пластилинов, в принципе, одно и то же. В расплавленный воск или озокерит добавляют мелко промолотую глину или серу и порошковый пигмент и все тщательно перемешать. Полученную массу выливают тонким слоем на мокрую мешковину или плотную полиэтиленовую пленку и охладить. Остывшую массу пропустить через мясорубку, чтобы смазать которые поселились в расплаве комков непромешанной глины и пигмента. Следующим шагом проведения необходимых пластических свойств. Полученный состав расплавляют, для мягкости добавляется машинное масло или технический вазелин, для жесткости — картофельную муку или тальк. Тщательно перемешанную смесь выливают (см. выше), охладить и попробовать на мягкость, плотность, упругость.
Во всех случаях соотношение компонентов при приготовлении теста зависят от конкретных требований, предъявляемых скульптором для его пластических свойств.
Помимо описанных форм пластилина, который готовится из самих скульпторов, этот материал до недавнего времени выпускался Подольским комбинатом Художественного фонда и художественных красок в Санкт-Петербурге.
На сегодняшний день наиболее подходящими для скульптурных работ считаются пластилины, производства ОАО «Гамма» и ОАО «Ленстройкерамика».
Многие начинающие скульпторы, для облегчения работы с глиной, сначала разогрейте его в горячей воде или положить на горячие нагревательные приборы. И в течение всей сессии ведут себя акции из теплой, очень мягкий пластилин. Конечно, с горячим пластилином работать намного легче. Пластические свойства, он приближается к организации и позволяет лепить большие столы. Но такого длительного нагрева негативное влияние на пластификаторы, входящие в его состав. При многократном длительном нагревании компонентов, «отвечающих» за мягкость, постепенно улетучиваются. Каждый раз, пластилина, становится прочнее и жестче, а затем ломким, непригодным для работы. Для восстановления его пластических свойств, необходимо переплавлять его и добавляют пластификаторы. Пластилин, как и глины, аморфного материала, и скульптура сохраняла свою форму, нужен каркас, при производстве которых необходимо учитывать особенности химического состава пластилина. Жирные кислоты, содержащиеся в нем компоненты, разрушают медь и сплавы на медной основе. Поэтому не рекомендуется использовать медную или латунную проволоку. Для этой цели рекомендуется алюминий или отожженная железная проволока.
Тестирование пластилина
По просьбе издательского дома «Гамма», редакций журналов «Художественный Совет» и «Деко» студентов 2 — го курса факультета скульптуры МГАХИ им. В. И. Сурикова (мастерская профессора А. И. Рукавишникова), обучение на мастер — форматором факультета скульптуры. М. В. Медведев и я, автор этих строк, были проведены сравнительные тесты скульптурного пластилина отечественных фирм — производителей, таких как entity образцов были взяты:
1) Пластилин скульптурный ОАО «Ленстройкерамика»;
2) Пластилин скульптурный оливковый, ЗАО «Гамма»;
3) Этот скульптурный пластилин ЗАО «АЭС «ПОЛИОНП».
Для улучшения работы тестирования, каждый из 10 студентов, согласившихся принять участие в испытаниях, было выдано равное количество пластилина, перечислены сорта и была поставлена задача в течение месяца, чтобы лепить курсовых задач (эскизы композиций, этюды, медали). Студенты должны были определить, какой пластилин по своим пластическим и физических качеств являются более подходящими для тех или иных видов скульптурных работ и техники скульптуры.
Результаты испытаний (чертежи, рисунки, композиции, плакетки, медали) были показаны на экзаменационном просмотре, и получили положительные отзывы преподавателей на факультете скульптуры. Кроме того, с каждым студентом, принимавшим участие в испытаниях, провели индивидуальные беседы с целью выявить преимущества и недостатки каждого материала. Студенты должны были дать оценку каждого вида пластилина на следующие позиции: пластичность — способность лепить как можно большие объемы; твердость — рабочее, теплый состоянии, при разминании руками; липкость — способность частей с различной температурой склеиваться друг с другом; липкость (на руках и инструментах); цвет, фотогеничность; запах; поддержание формы; сальность — вытапливаемость смягчающие вещества на поверхности при длительном хранении; о том, какие виды скульптурных работ подходит. М. В. Медведев провел ряд технических испытаний по реакции пластилинов различных химических соединений, используемых при литье скульптуры. Это реакция на различные лаки и смазки, кремнийорганические соединения, резкое падение температуры (замораживания и оттаивания) при литье скульптуры способ клеевой формы.
Были получены следующие результаты.
«Пластилин скульптурный» производства ОАО «Ленстройкерамика»
Упаковка — прямоугольный брикет весом в 1 кг. Цвет серый. По мнению 8 из 10 опрошенных, этот пластилин средней пластичности, ближе к мягкой. При использовании подогреве позволяет лепить большие столы. Возможная «живописный» моделирование движения, почти как из глины. В рабочем состоянии, хорошо измельченного руки, хотя иногда (в трех случаях из 10) требует первоначально отопление, особенно при печати нового брикета. Он в основном хорошо приклеен к холодному пластилину, только два раза снова наложен кусок отлипал от скульптуры, когда он сдергивался стекой — линии при выравнивание поверхности. На руках и инструментов центрального банка практически нет (в 9 случаях из 10), это произошло только при искусственном перегреве. В начале работы на холодной металлической стекой — линии для холодного пластилину остаются белесые следы: пластилина, задирался, но стоит стек согреться от тепла руки, и счет-фактура полностью соответствовала задуманной. Пластилин приятный равномерный серый цвет. При смешивании частей различных брикетов и брикетов даже из разных партий цветовых различий не обнаружено. Скульптура получается равномерный цвет, с светотенями одинаковую силу. Это очень важно при фотографии эскизов и проектов будущих скульптурных произведений, когда фотографии эскизы представить на суд непрофессионалам.
При вскрытии нового брикета появляется легкий запах канифоли, но в процессе работы он почти исчезал или к нему привыкали. Во всяком случае, никто из учеников жалоб из-за того, пластилина не было.
Пластилин хорошо держать форму при комнатной температуре (18 — 22°С). В условиях длительного повышения температуры до 30°С (когда студенты оставляли свои эскизы на полке в студии все лето) на поверхности действовали тонкая глянцевая пленка ополаскиватель. Скульптуры, сделанные без рамки, оседали и оплывали. Это не мешает мне включить его высаленный пластилина в дальнейшей работе. Вы должны подогревать и хорошо перемешать.
Особое внимание должно быть уделено подготовке скульптур из этого пластилина, до карнизов. Поверхность хорошо держит нанесения спиртового шеллак в несколько слоев. При этом происходит упрочнение, цементация поверхности пластилина. В то же время нитролаки слегка разведите ее поверхности. Это относится и смазочных материалов. Лучше использовать мыльно маслом смазать, так как керосиностеариновая растворяют поверхности. Такие меры необходимы при производстве клеевой формы. Также требует дополнительной фиксации на поверхности скульптуры, так как клей, желатин выливают в порошок с температурой около 50°C. Скульптуры перед заливкой клея замороженного в холодильнике или зимой на улице. После такого термоудара тесто становится ломким. Это необходимо учитывать при выполнении остывшего клеевого слоя с модели. С этого пластилина, снимать клеевую форму не рекомендуется. Пластилин абсолютно нейтральный к кремнийорганическим соединениям. Виксинты и формовочные компаунды могут быть использованы без смазки по чистому пластилину. И без лака и смазки может быть снят и гипсовую кусковую форму. Этот пластилин подходит для всех видов скульптурных работ, за исключением медальерных и миниатюрная — ювелирные изделия, где требуется филигранная точность и четкость линий и форм. Для таких работ он не является достаточно сильным.
В соответствии с результатами проведенных испытаний, этот пластилин был оценен на твердую «четверку».
«Пластилин скульптурный оливковый», выпускаемый ОАО «Гамма»
Упаковка — прямоугольный брикет весом в 1 кг. Цвет оливковый разных оттенков.
По мнению 9 респондентов из 10, пластилин средней пластичности, ближе к твердому. Но твердость все брикетов различной. При использовании подогреве позволяет лепить большие столы. Жарко, возможно, «живописный» моделирование движения, почти как из глины. В рабочем состоянии колеблется рук, хотя в б случаях из 10 был обеспечен изначально отопление, особенно при печати нового брикета. Холодный пластилин трудно режется ножом. Приклеен к холодному пластилину, но опять же ущерб слой нужно вмазывать в предыдущем. После такой подготовки сдергивания практически не происходило, за исключением двух случаев. Пластилин прилипал к рукам и инструменты только при искусственном перегреве, когда нужно было быстро проложить большую массу материала.
При работе стеки задиров и белесых следов не произошло. Цвет-большая часть студентов не понравился (9 из 10), тем более, что каждый брикет имеет свой оттенок. Перед работой вы должны собрать брикетов по цвету или переплавлять разноцветные, чтобы получить один цвет, только тесто, иначе скульптура становится пятнисто — полосатый, а когда ее фотография оказывается брак. Желание производителя — приближение цвета к цвету глины. Во время работы пластилин источал смесь запахов скипидара и машинного масла. Студент этот аромат, вызывать аллергические реакции.
Пластилин отлично держит форму, как при комнатной температуре, так и в летнюю жару (30 — 35°С). Появление смягчители не наблюдается, оплывания формы и осадков — тоже.
При формовочных работах можно использовать алкоголь и нитролаки, а из смазочных материалов все, кроме керосиностеариновой. Перед снятием клеевой формы скульптуры из этой глины рекомендуется охладить. Пластилин абсолютно нейтральный к кремнийорганическим соединениям. Виксинты и формовочные компаунды на основе силикона можно использовать без смазки по чистому пластилину. И без лака и смазки может быть снят и гипсовую кусковую форму. Этот пластилин универсален, но каждая форма работы требует свой собственный подход к этому материалу. Когда «сочный» красивой лепке его надо прогреть в горячей воде, а при лепке миниатюры, чтобы добиться детализации и проработки формы, охладить. Если бы не отдельные недостатки, такие, как разница в цвете и твердости брикетов в коробке, этот пластилину может поставить оценку «отлично» (5 из 10 опрошенных), а так только «хорошо».
«Настоящий скульптурный пластилин» производства ЗАО «АЭС «ПОЛИОНП»
Удобная упаковка: пластилина, нарезан на пластины 200 г и укладываться в блоки по 2 и 4 пластины, блоки по 400 и 800 гр., цвет черный. Мягкий пластилин. Легко мнется руками. Так что на них можно работать, как с глиной. Он не требует предварительного разогрева составляет 7 раз из 10). Отдельные части хорошо слепливаются в монолит. Разделение на части не наблюдается. Пластилин подходит для лепки на руках. Пластилиновая масса темно — серого цвета. Разница оттенков в различных брикетах не найдено. Темный цвет доставляет некоторое неудобство: не видно игры светотени пластики. При ярком освещении появляются блики, ломающие форму и усложняет фотографий.
Запах нареканий не вызывал, 8 студентов отмечают: «Пахнет, но ненавязчиво».
Пластилин хорошо держит форму.
При создании формы с помощью этого теста желательно использовать спирт, шеллак и мыльно маслом смазать. Клеевую форму не рекомендуется из-за слишком высокой для этого теста температура клея. С силиконами и полимерных формовочными смесями в реакцию не вступает. По чистому пластилину может стрелять и гипсовую форму. Общее мнение тест, этот пластилин предназначен для лепки в сочной живописной манере, где движение кисти по форме имеет основное значение. Пластилин заслуживает твердой оценки «хорошо».
Ни один из испытания материалов, которые не получил высшей оценки не потому, что тестеры были очень придирчивыми или строгие, а потому, что каждый пластилин имеет свои недостатки. Скульптор во время работы с этими материалами должны думать не о том, что он хочет выразить, а о том, как приспособиться к материалу, что вы должны с ним сделать, чтобы он стал послушным. В идеале скульптор необходимо взять пластилин и работать, творить, а материал — безропотно подчиняться руки или инструмент. Складывается впечатление, что ни один из производителей не интересует пользователей, какой пластилин и какие-то свойства нужно. В течение почти 10 лет я руководитель лаборатории техники и технологии скульптурных материалов, и это первое обращение к нам с просьбой о тестировании материалов. Я надеюсь, что критические замечания и нелестные мнения, выраженные в этой статье, помогут компаниям — производителям, повышения качества производимых из них материалов.