Живописные произведения Стеллы Шалумовой, художницы, живущей и работающей в США, член Союза художников России и Western New York Artist’s Group, в течение всего прошлого года ездили в выставочных залах в Москве. В апреле 2004 года. паруса Шалумовой выставлен в галерее на Солянке. Выставка имеет название «Энергия цвета. Произведения Стеллы выставлены в Культурном центре дом — музей Марины Цветаевой (выставка «Отражения»), а также в Государственном музее Востока состоялась персональная выставка художника «Пространство».
Паруса Стеллы обладают удивительным свойством преображать интерьер: динамический цвет, они несут в пространство духа, торжествующей радости, света и свободы, так что творец для экспонирования произведений выбирает достаточно нейтральных залами, способными принять в себя «поющую» живопись, не помешав, и на наших глазах рождаются новые «Пространства». Живопись Стеллы — это квинтэссенция масляной краски, в которой слышен ритм дыхания и сердца художника. Это всплеск какой-то энергии, будь то от солнца, то ли от огня, то ли от воды. Как ее паруса, вспоминаешь французских импрессионистов, Винсент ван Гог с точки зрения не только стиля, колористических решений, пластической экспрессии, пастозного мазка, этюдности произведений, но и внутренние силы, увлеченности. Стиль произведений Шалумовой можно назвать приближением к самой сущности, структуры масляной живописи, ее кровью, ее взрывом. Это и средства художественной форме, через которую передаются и содержание, и настроение, как язык, речь человека, у которого уже нет времени долго и тщательно подобранные слова. Он спонтанно и, без сомнения, выплескивает их на холст в виде масляной краски, создавая свое царство цвета, переливов и оттенков. И этот камень разбивается вдребезги, ровную гладь застывшего озера — круги, брызги от волн.
Глубоко в мире искусства Шалумовой, отдаваясь этот бесконечный поток сознания и восприятие художника, естественно, создавать для себя какой-то образ автора, вступаешь с ним во внутренний, молчаливый, углубленный диалог. Просматривая фотографии, как будто изучаешь кого-то фотоблог, с размышлениями о жизни, и то, что происходит.
Давайте теперь побеседуем с Стеллой Шалумовой и мы постараемся, чтобы погрузиться в нее творческие ощущение жизни.
Скажите, пожалуйста, сначала что-то для себя.
Когда меня просят рассказать что-нибудь о себе, я всегда сначала прошу, товарищ выразить мнение для меня, для моего творчества. На самом деле эти полосы говорят обо мне гораздо больше, чем я сама могу сказать.
Когда и как вы начали заниматься живописью?
Прежде чем я непосредственно обратился к живописи, я занималась технологией производства стекла и керамики. Параллельно я увлекалась графикой: рисовать тушью на бумаге. В какой-то момент, я помню, мне не хватает цвета, и тогда я обратился к живописи, к колориту. Академическое художественное образование, я не получил, но у меня такое чувство, что мне не хватает каких-либо навыков или знаний для того, чтобы выразить себя. У меня нет внутренней художественного образования, так как пока мне достаточно этих живописных методов, которые у меня есть. В жизни, В мире все очень тесно связано, но нам не дано доподлинно знать эти связи, мы можем о них только догадываться. Каждый человек имеет свой ответ на вопрос о взаимосвязях и взаимовлияниях. Для меня очевидно, что все, что с человеком происходит в жизни, так или иначе влияет на него и сегодня». Так было и со мной: все, что я занималась до того, как непосредственно начать писать, влияние на мою живопись.
Какие задачи вы ставите в своей работе?
Я не думаю, что в творчестве, особенно в живописи, может вообще, чтобы говорить о конкретных целей. Условно я могу указать свою внутреннюю сверхцель, как высветление (в любом смысле этого слова) пространства. На мой взгляд, художник — это не человек, который ставит перед собой несколько задач, а систематически, последовательно выполнять их в определенных временных и других. Художник или пишет, потому что не может не делать этого, или не пишет, если его не пишет. Вот, например, перед вами то, что я делаю. Определенная связь со зрителями осуществляется через восприятие моей живописи, через их реакции, эмоции, и для меня самое главное, самое радостное в том, что мои картины каким-то образом раскрыть светлые стороны человеческой личности, ее положительные грани разные, даже и негативно настроенных людей. Я понимаю, что моя работа не может изменить мир, но то, что они просветляют его людям становится легче, для меня это большая радость. Я не рассматриваю этот «результат», как его достижение, как осуществление ясная задача, как у меня, как у художника, как правило, не имеет каких-либо задач (в стандартном смысле). Я пишу картины, просто потому, что не могу не писать. У меня всегда было внутреннее знание, уверенность в том, что я буду художником, и теперь я не сомневаюсь в целесообразности и необходимости (для себя и для других) это мой выбор. Я знаю, что это мой путь.
Ваш метод, метод работы с красками, акрил — это сознательный выбор или случайно найдено в форме?
Я уверена, что в жизни ничего не происходит случайно. В конце концов, я пишу маслом и акрилом неодинаково, можно сказать, что с этими материалами я работаю в различных методов, так как все зависит от темы, которую я раскрываю, от состояния, которое я хотела бы передать в этом конкретном случае. Естественно, что для каждой работы я выбираю свою особенность, свою тональность, потому что чувствую, что это именно так, а не иначе. Конечно, другой художник, на мое место, чтобы развивать ту же тему по — другому, но я ее вижу так. Для меня не имеет большого значения, как называется метод, который я использую в своей живописи. Я просто чувствую, что это наиболее подходящая форма выражения внутренних посылает мне, и все. Из графика сдался окончательно, так как в цвет я нахожу гораздо больше возможностей самораскрытия. Я много путешествую по миру, и в целом знаком с современным искусством. Я не второй нет, мой путь, или как и на живописном языке. Специалисты — искусствоведы и зрители также говорят, что эта техника ясно — рельефные картины — мой авторский, оригинальный способ работы с масляной и акриловой краской. Тем не менее, я не патентую его как собственное изобретение, а просто работаю так, как мне нравится, так, как я считаю нужным.
Принимаете ли вы современное явление, как условное разделение произведения на форму и содержание?
Я считаю, что это разделение было совершенно невозможно. Когда я подхожу к объем холсту, у меня уже есть довольно четкое представление о том, что я сейчас выступят и как я буду это делать. Можно сказать, что образ будущего произведения, его фактурное и пластическое видение у меня уже есть. Я вижу в общих чертах, как должно быть, и я знаю, как не должно быть.
Скажите, пожалуйста, есть ли у вас какие-либо образцов для подражания в мире искусства?
Я никому не подражаю, по крайней мере, на сознательном уровне. А любимых исполнителей на каждом этапе жизни, так же, как и любимых писателей или любимых музыкантов, у меня были разные. Я Не могу назвать ни среди классики, ни среди современников, ни один мастер, как мой «самый — самый». Действительно, с течением времени, с течением жизни — каждую секунду — человек меняется, меняется и его предпочтений и симпатий, все меняется. Может быть, самое главное, что все, что происходит с человеком, в его судьбе, так или иначе преломляется в его личности, так значимым и существенно абсолютно все в жизни, любая мелочь, любая, как кажется, случайная встреча, каждая «деталь бытия». В этом смысле можно повторить, ни случайностей, ни мелочей в мире не существует.
Какова, по вашему мнению, миссия художника в современном мире, в культурном процессе?
Мир, о котором вы говорите,это единая система, в самом деле, пространство, наполненное точнее, построен на все возможные связи, и мы даже не можем себе представить, сколько и каким образом мы зависим друг от друга и как каждый из нас может метафизические влиять на события в мировом масштабе. Я уверена, что главная задача каждого человека, любой вопрос в своей жизни, он ни занимался или просто жили, состоит в том, что он высветлял пространства — те способы, с помощью этих способностей и понимания, которые ему даны. Если каждый на своем месте будет выполнять эта человеческая задача, это наш мир придет к свету.
Что является для вас источником вдохновения?
Мы не сделаем этого, я думаю, что рассуждать на философскую тему, откуда приходит вдохновение, говорит о том, конечно, что может сколько угодно, но мы до сих пор ничего не знает наверняка. Больше всего меня вдохновляют люди, живое общение с ними.
Для вас имеет значение, к культуре какой страны относится ваша картина?
Не, я не могу выделить такой стране и принципиально не сравниваю нации и культуры, я думаю, что эти различия весьма условны. Действительно, я целиком и полностью разделяю позицию космополитизма, и я считаю, что люди во всех странах, по сути, одни и те же, и их разделяю, только, традиции и бытовая техника, климатические условия. Везде, где на первый план выходит человеческий, я бы сказала, все человеческий фактор, как основа психологии, а следовательно, и самого человека. Эмоции все те же, и люди могут расходиться в вопросах мировоззрения, в жизненных принципах, но не по национальности или происхождения. Этот вопрос для меня не существует. А мои многочисленные знакомства по всему миру только подтверждают это.
Как изменилась ваша жизнь с того момента, когда начал заниматься живописью, постоянно?
На выставках, которые мы организуем в различных странах мира, встречался и познакомить с прекрасных, светлых, тонких и тонких людей, и это приносит мне, может быть, самая большая радость.
Давайте поговорим немного больше о вашей выставочной деятельности. Насколько масштабна в соотношении с тем временем, которое вы проводите на самом деле работа?
Как я уже говорил ранее, все взаимосвязано, и я не разделяют эти вещи. Выставки я воспринимаю, как тур, с одной только разницей: в отличие от музыкантов или актеров мне не нужно репетировать перед выходом на сцену (это означает, что в экспозиционные залы). Мои «репетиции» заканчиваются, когда картина была подписана. Я Благодарна всем зрителям, приходящим на мои «концерты», потому что всегда приятно ощущать свою востребованность.
У вас прошла интересная выставка в Музее Востока, скажи мне, почему о выбранной для нее работы было выбрано это название «Пространство»?
На выставке в Музее Востока я собрал работы на различные темы, в различных методов, и это название я хотел бы подчеркнуть именно многогранность, бесчисленность и бесконечность, неограниченность пространства, их разнообразие, а, следовательно, и разнообразие образов. Тайны метафизики, мы можем только догадываться, и мне было ясно только одно: на краю бытия, не учитываются.
Где в ближайшем будущем будет проявлять?
Следующая большая персональная выставка у меня отражено в Нью-Йорке, мы ведем переговоры о выставке в Швейцарии, а также планируют выставку в залах Московского Союза художников.
Какова ваша философия жизни?
Я считаю, что человек не должен причинить зло, не нужно идти по головам, в стремлении достичь своей цели. Каждый человек должен сознательно делать добро, если есть такая возможность. Часто мы считаем, что наш собеседник все понимает, и уверены, что мы можем проследить логику его мышления, и мы делаем их, по сути, предположения, собственные выводы. Я считаю, что очень важно прояснять малейшие разногласия, непонимания в обсуждении. Проблемы должны решаться, а не ждать, летать все на волю случая. Человек лучше сразу объяснить свою позицию и услышать его мнение. Если обстоятельства не позволяют выполнить намеченный план, не нужно расстраиваться. Может быть, это в какой-то момент, в какой-то неизвестной вам сейчас форма может помешать более важным и необходимым процессов. Я считаю, что человек не должен принимать на себя слишком много, он должен довольствоваться только тем, что ему доверено, и делать только то, для чего она предназначена. Я считаю, что в каждой личности заложены свет и творчество, искусство должно помочь человеку обнаружить этот свет, и чтобы не напугать его, развивать в начале светло на душе.
Разговор ведет Ксения Александрова