Кто из нас в детстве не рисовал смешные рожицы и не листал журналы с забавными рисунками, думая: «А я, в конце концов, тоже могли бы так!» Я-не исключение. «Крокодил» в 70 — е годы, чехии «Шпильки», гедееровский «Ойленшпигель», сборника «Мастера советской карикатуры», первоапрельские выпуски «Комсомольской правды», и, конечно, на 16 — й полосе «Литературки»! Все тщательно проанализирована, будет, цитировалсь и используются в школе и последующих стенгазетах и капустниках… Тогда я и не подозревал, что буду мультипликатором, но еще довольно «раскрученным» и узнаваемым! В нашем классе были ребята, рисовавшие гораздо лучше, чем меня. Правда, я тоже постоянно что-то рисовал и в болгарии, и на лекции в институте, откуда затем благополучно «вылетел», и в армии, и на работе, хотя эти, летающие на мультфильм не было связи. Когда я стал придумывать мультфильмы, сэм? Кажется, на третьем курсе в МАЕ, когда кто-то из сокурсников подсунул мне кучу фотографий неизвестного автора на тему «садюшки» и я тщательно перерисовал эти два десятка миниатюр о себе в небольшой блокнотик, а затем неожиданно для себя продолжает серию. Я помню, как я хвастался друзьям, что были собраны 200 способов издевательства над человеком в ироничной форме. (Правки этих первых плотность продаю до сих пор!) Картинки рисовались, составляют таблицы, а после армии я уже не нашел…
Даже и заочное обучение в педагогическом (МГЗПИ) на «худграфе», я не помышлял профессионально занимается юмором и карикатурой, хотя он послал какую-то работу за некоторые конкурсы, рекламируются в газетах, но ни ответа, ни приглашения к сотрудничеству не последовало. Оригиналы были утеряны, копий и набросков нет, и мой пыл угас…(Совет начинающим: копир — великое изобретение человечества! Хотя, что будет внукам показать…)
Упорство, наглость и дерзость! Это не ругательства, а также необходимые атрибуты, для начинающих карикатурист. Истинно, говорю я вам! Теперь я сотрудничества не менее чем ста публикаций и проиллюстрировал десятка три книг, а в начале — как все, с нуля!
Помню, анализ в настоящее время свою карьеру, я, наконец, сформулировать ответ на вопрос «Как стать известным мультипликатором?»: нужно просто быть им! Но это не означает, что все произойдет само по себе, это тяжелейший труд, особенно если у тебя есть гордость и амбиции. Правда в том, что если ставишь перед собой цель немного подзаработать более легко, нет проблем, хотя я видел много, коллег, конкурентов, которые, мелькнув и «засветившись» нигде, вдруг перестает заниматься карикатурой и уходили в другие виды деятельности, которые не приносят стресс на работе и реализации своих произведений. У меня есть знакомые супер — профи мультфильмы, которые постоянно плачутся на малые сборы и «засилья бездарных дилетантов, которые продают свои жалкие других, более дешевых», но я подозреваю, что «маэстр» просто такой стиль жизни…
Однако вы должны, быть оптимистом, а постоянное нытье вредно для цвета лица.
А профи я попала случайно, хотя долго к этому шел. Купить журнал «Чертова дюжина»чистого юмора, часто пошленький и не всегда гладкий,введен в работу один палец «недослышки», пишет шариковой ручкой несколько мультфильмов (теперь понимаю, совершенно никаких) и отправить на адрес редакции… Неожиданно я получил гонорар, пять рублей, отправить еще… Ой! Письмо от редактора — приглашение в клуб юмористов в Центральный Дом журналиста! Пришел, потусовался, познакомился с писателями-юмористами и карикатурщиками. До сих пор благодарна этим людям, а многие из них друг и сотрудничество до сих пор. По слухам, клуб Виктора О все еще отвечает на 13 — м числам в «домжуре». Не знаю, как я оказался в мятежной фракции с базы в комитете драматургов, но это не суть важно, главное, что люди и там и здесь замечательные. Они похвалили мои фотографии, и меня спросили: почему вы их никуда не носить? И дать адрес небольшие, но гонорарных изданиях. Он довел. Распечатать. Заплатили!!! К этому времени я уже работал в школе учителем рисования, так что возможность во второй половине дня куда-то ездить, чем я вяло-вяло взял.
Небольшое юридическое отступление от темы: товарищество юристов «Асгардъ», это, если вы нуждаетесь в защите в арбитраж или консультации из области права.
Найти в газете адрес, взял стопку их оригиналы (ксероксов тогда не было) и уходит в редакцию, предварительно созвонившись, через найти адрес и возможность публикации, чаще всего с отрицательным результатом. Классический вариант: один знаменитый дедушка в тогдашней «комсомолке» в два раза пролистал мою стопку, вернул его мне и сказал: «Больше сюда никогда не приходи. И вообще, не боюсь!» А некоторые из где взяты фотографии, опубликовать — и ничего… С некоторых постов я работаю и дружу уже более 10 лет! Звонят, заказывают фотографии, с праздниками друг друга поздравляем… Вывод: чтобы стать мультипликатором, совсем не обязательно уметь рисовать и сочинять мультфильмов (кто не верит, полистайте какой-то «Смеховыжималку» или «Веселую семейку», далеко не все фотографии — шедевры жанра), главное — работать и искать! Искать друзей, которые помогут и подскажут что-то, правки, где вы не были «онлайн», и самое главное — искать себя, свой стиль, свою «экологическую нишу», и ни в коем случае не останавливаться и не опускать руки! Молитва для начинающих: «Я классный, талантливый, умный, самобытный! Но не все редакторы это поняли…»
Некоторые художники, особенно из провинции, благодаря этой философии смогли стать ведущими карикатуристами «центральных» изданиях. Правда, есть такая текучесть кадров! Все от человека зависит. Некоторые из моих знакомых, друзей, «конкурент», окопавшись подобным образом чувствует себя «в шоколаде», хотя талант, даже сами себя они не считают. Это работа! И, как и везде, интриги, недовольство и злопыхательство: меня кто-то подсидел, кто-то я, жизнь! Один «штампует» мультфильмы на компьютере, только подпись изменить, другой — иллюстратор анекдотов (и еще обидно, что при этом участники темы воровать, а что будет, если он сам их в Интернете нашел?), третий завалил все пакеты ксерокопий, и знакомые редакторы жаловались, что одно и то же, четвертый, как кукушонок, пользуясь возрастом и именем, высиживает из всех изданий, а затем, когда темы закончатся, идет в другой газете или журнале, где все повторяется… и что из этого? У каждого свой путь! Меня тоже гриль! И я Брута!
…После того, как в разговоре с коллегами в одной из презентаций, выставок, после очередного бокала вина, я, критикуя конкурента, сказал, что это привлекает таких уродцев, потому что просто люди не любят, что другой художник глубокомысленно заметил: «Да, и я их… не очень…» И в конце концов спрос! Я здесь люди любят и пытаются нарисовать своих героев смешные и милые, как прототип знакомых мне интересных людей. Новый человек — новый образ, новый стиль (но не выходят за рамки графический язык). Моя философия: я рисую все, что в голову придет, а редактор будет выбирать, что ему понравится! (Не будет выбирать — снесу в другое место… А еще лучше «поклонник»! Но если вы действительно еврозоны, чтобы отказаться от услуги, и попасть в «черный список». У меня был случай, когда… Главный здоровается за руку, стихи мне ставит, как на картинке — нет, нет!) Отдельная сказка — что рисует. В кармане у меня всегда блокнот: мысли записывать!
Хорошие образы в голове, не в течение длительного времени удержания: две картинки придумал, бац — третий! Пока радуешься хорошие мысли, первый уже на расстоянии, забывая полностью! Иногда после этого появляется, а иногда просто жаль, что хорошую тему пропустил… Может шутки газете «гребень», только то, что прямо их цитировать не стоит. Поверните должны быть мысли, работа над образами. Более ценными специалистами считаются карикатура «без слов», но, по-моему,это снобизм. Те, кто так говорит, сами не без греха, я точно знаю. А темы для мультфильмов — везде! На улице, в метро, в телевизоре, в доме, нужно их только увидеть и придумать, как представить…
Еще один вопрос — как стильности и узнаваемости. Об этом — в следующих статьях…