Рубеж XVIII-XIX века ознаменовался утверждением новых художественных стилей — сентиментальность и романтизм. Они возникли как реакция на рационализм эстетики классицизма и философии эпохи Просвещения. Сентиментализм объявил элемент человеческой природы не разум, а эмоции. Девизом искусства эпохи Просвещения «Разум управляет сердцем!» был заменен на диаметрально противоположный: «Сердце управляет разумом!».
Для представителей этого стиля был характерен культ природы, естественного чувства, изначальной неиспорченности людей. Образы, созданные сентименталистами, полные искренности и душевного благородства. Философской основой сентиментализма включен в процесс разработки Х Х Руссо и Д. Дидро. Элегические и пасторальные настроения чувствуются в архитектуре пейзажных парков и находящихся в них интимных дворцов и палат (творчество Дома. Кент, Р. Мика, Af Эрмансдорфа). В живописи сентиментализм проявляется и в нежных и трогательных образов молодых мужчин и женщин, детей и подростков.Т.это. Гейнсборо, Ж. Вуаля, величественные пейзажи Ф. Гварди.
Сентиментализм, в отличие от рококо, не аристократический стиль. Его представители пытались идеализировать жизнь простого, «маленького» человека, участвуя в естественной (реальной) обстановке. При всей идеализации образов людей из простонародья, авторы пытались преодолеть рационалистическую прямолинейность в обрисовке характера, в качестве элементов договора. Герой сентиментальных романов, как правило, делают как драгоценных, так и неблаговидные поступки.
В то же время сентиментализм и называется «средний класс, стиль» из-за того, что демонстрация чувств стала носить несколько слащавый характер. Любые лирические стихи везде — «каждый совершенно небольшой разговор, из любой диванной подушке, на каждом заглавном листе книги, и даже на женских подвязках», как пишет современник. Сентиментализм предшествует романтизму.
Романтизм основан на устремлении личности к свободе, недостижимому духовному совершенству. Появление романтизма способствовали и пессимистические настроения, вызванные результатами Великой Французской революции (1789-1804). Результаты революции не только для восстановления монархии, но и наполеоновских войн, затянувшийся почти на полтора десятка лет. Везде были созданы буржуазные обычаи и царила обывательская психология. Несоответствие мечты и реальности были, в виде «романтической иронии». Основная идея романтизма — это идея протеста против слишком «реальной» действительности, уход в мир человеческих страстей, сказочных персонажей, печальных элегий. Эстетика этого стиля была устремлена к синтез искусства, религии и науки, и, как конечный результат — к возникновению нового типа культуры.
Первоначально термин «романтизм» применительно к литературе романо-германских народов, позже он охватил музыки и изобразительного искусства, а затем философии. Романтизм с течением времени стали уже рассматриваться как общекультурное движение, а не только как художественный стиль.
Предшественник романтизма можно назвать Х Х Руссо, который в эпоху Просвещения не устает говорить о неповторимости каждого человека. Современное Х Х Руссо, представитель немецкой классической философии И. Недвижимости Г. пытался в своих трудах, абсолютизировать творческой свободы. Романтики поставили себе цель создать новое художественно-образной модели. Реальная «проза жизни» основывается на их понимание бездуховности и утилитаризме и утверждение прекрасного идеала (увы, доступны только в мечтах), о них можно было только бежать от этой реальности. При этом «побег» прошла, как по времени так и в пространстве. Писатели и художники выбирали для своих работ некоторые «резервы», не оскверненные буржуазной культуры. В своем творчестве они обращались к фольклору, идеализирует деревенскую жизнь и контрастные на городской буржуазной цивилизации. В качестве сюжетной основы взяли и экзотических регионов, также не застрахованы от старой культуры, иногда просто выдумывались некоторые фантастические миры.
Романтикам свойственно идеализировать прошлое. Особый интерес вызывают Средневековье с его рыцарским кодексом чести и патриархальным укладом жизни. Но часть художников, не нашел ответы на свои идеалы во внешнем мире, уйти в мир собственного «Я».
Эпохи Просвещения, поддерживая традиции Возрождения, признает самоценность личности. Романтики развили эту идею, особенно отмечая ее уникальность и неповторимость. В какой-то степени можно говорить о том, что либеральные ценности, в основе которых личная свобода и инициатива, были перемещены из них области искусства и духовной жизни в целом.
«Маяк» на диване? Сегодня возможна замена французской раскладушки в диване отечественного и импортного производства. Ваше мягкое место, будет как новый!
Одной из характерных черт романтизма можно считать чрезвычайное разнообразие несхожих между собой, жанровых форм и вариаций. При сохранении общих, унификационных черты этого стиля, четко выделяются национальные сорта.
Французский романтизм проявляется, прежде всего, в жанровой живописи — исторический, бытовой, портретной, а также в романистике. Вся атмосфера социальной жизни Франции в 1820-1830-х гг. г. чрезвычайно благоприятным для развития этого художественного направления.
Глава французского романтизма можно назвать Эжена Делакруа (1798-1863). Дух свободолюбия и борьбы отражен в его динамичных по композиции, экспрессивных и по-разному, и по колориту произведениях («Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»). Творческой фантазии выражает в полотнах, воссоздающих образы восточных стран («Взятие Константинополя крестоносцами», «Алжирские женщины»). Один из основателей французского романтизма является живописец и график Теодор Жерико (1791-1824). Драматично-напряженные произведения («Плот Медузы», «Дерби в Эпсоме») отличаются бюджета личностями и контраст светотени.
Автор текста: М. В. Соколова