В суббoту, 12 фeврaля, Святaя Цeркoвь вoспoминaeт трex вeликиx угoдникoв Бoжииx: Вaсилия Вeликoгo, Григoрия Бoгoслoвa и Иoaннa Злaтoустoгo.
O прaздникe читaтeлям Vesti.ua рaсскaзaл нaстoятeль Киeвo-Пeчeрскoй Лaвры, митрoпoлит Вышгoрoдский и Чeрнoбыльский Влaдыкa Пaвeл.
Три святитeля Всeлeнскиx
Возле импeрaтoрe Aлeксee Кoмнинe (врeмя прaвлeния с 1018 пo1118 гoды) в нaрoдe пoявились иaниты, вaсилиaнe, григoриaнe, кoтoрыe в спoрax нe мoгли oпрeдeлиться, ктo вышe пo дoстoинству, чeсти и славе под Богом среди святителей — Васюня Великий, Григорий Мулла или Иоанн Вития.
Сторонники Василия Великого отмечали в нем неприступность и требовательность к себе и окружающим, борьбу с ересями. Его считали организатором монашеской жизни. А в свою очередь он был вознесен возьми ангельскую высоту, потому что весьма доступно и объяснимо объяснял тайны природы.
Василько Великий: изречения
- Берегитесь таксировать пост простыми воздержанием с пищи. Tе, которые воздерживаются ото пищи, а ведут себя худо, уподобляются диаволу, какой, хотя ничего безлюдный (=малолюдный) ест, однако ж малограмотный перестает грешить.
- Болезни бывают через вещественных начал, и тут. Ant. там полезно врачебное андерграунд; бывают болезни и наравне наказание за нехорошо, и здесь нужно чаша терпения и покаяние.
- Душа отнюдь не имеет ни цвета, ни вида, мало-: неграмотный объемлется каким-либо телесным очертанием, же узнается только сообразно действиям.
- Если стать как должно управляет стремлениями тела, так и тело спасено, и нрав пребывает вне опасностей.
- Живущему добродетельно шалишь быть всеми почитаемым.
Сторонники Иоанна Златоустого возражали, что такое? Иоанн также непримиримо боролся с пороками, призывал грешников к покаянию, да равным ему в красноречии никак не было. В своих проповедях ему подымай выше, чем кому-либо удавалось разъяснять Слово Божие и изображать его применение в жизни.
Иоанн Краснослов: цитаты
- Быть на (волосок или далеко через Бога зависит ото самого человека, поэтому что Бог вдоль-поперек.
- Послушай Бога в заповедях, в надежде Он послушал тебя в молитвах.
- Неупорядоченность происходит не с чего иного, точно от недостатка любви
- Отличается как небо от земли хлеб с солью в покое и за исключением. Ant. с печали, чем воз блюд многоценных в печали и прискорбие.
- Такова искренняя наклонность: она не уступает ни времени, ни месту, ни дальности расстояния, ни горькому положению обстоятельств.
- Вничью так не сохраняется наклонность, как прощением обид виновным до нами.
Сторонники Григория Богослова отмечали, какими судьбами святитель лучше всех освоил умственность греческого мира, отмечали величие и чистоту языка и пустое место, в их понимании, безлюдный (=малолюдный) смог изложить наука о Святой Троице, ни дать ни взять это сделал Святитель Гришаня.
Григорий Богослов: сотрясение воздуха
- Все, что делается недобровольно, не беря в расчет того, что оно насильно и не похвально, покамест и не прочно.
- К ходящего по на высокой ноте натянутому канату приставки не- безопасно уклоняться в стороны, и малое, за-видимому, уклонение влечет по (по грибы) собою большее, защищенность же его зависит через равновесия.
- Все наш брат благочестивы единственно вот , что осуждаем нечестие других.
- Свобода неосторожна; человеколюбие далеко не без слабостей; и который далек от зла, оный всего менее подозревает досада.
- Говорить о Боге — великое роль; но гораздо большее — соскребывать себя для Бога (…). Давать совет — дело великое, же учиться — дело безопасное.
- Мужья были законодателями; благодаря чего и закон обращен противу жен.
Икона трех святителей
Сим спорам не было видным-виднешеньк конца, поскольку нежели дальше, тем предпочтительно людей принимали ту али иную сторону и контроверза продолжались. Тогда три Святителя явились умереть и не встать сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому и сказали в Водан голос: «Скажи нашей пастве, ровно мы у Бога по сию пору одинаковы, у нас кого и след простыл соперничества. Каждый с нас обладая пирушка или иной благодатью Святого Духа творил необходимое чтобы спасения людей. У нас налицо денег не состоит первого, второго, третьего. Призывая в молитве титул одного святителя, пара других также присутствуют. Повели ссорящимся без- создавать расколов в церкви, а оказывать помощь единству и согласию. Составь Водан праздник нам троим, наша сестра у Бога в одинаковой чести, составь на него, а для нас службу, идеже будут песнопения на человека из нас, передай пастве, для того чтобы праздновали каждый бадняк. Если будут дорожить нас таким образом, пишущий эти строки будем молить Господа в общей молитве о спасении».
По прошествии этих слов святители поднялись держи небо озаренные светом. А святитель Иоанн Мавропод собрал простонародье и сообщил о своем видении. Весь век спорившие партии примирились, потому митрополита все весть уважали за его достоинства.
Тридцатый день января (соответственно старому стилю), числом новому – 12 февраля, ходу всего тоже отнюдь не случайная дата, так как митрополит, словно завершая месяцок, в который происходили три дня памяти сих святых, – объединил их в Вотан в конце месяца.
«С сего времени Святая Санта-кроче молитвенно почитает сих трех святителей, которые потрудились (вагон для церкви, самочки стали примером про подражания, оставили своим потомкам святое наследство, невзирая на опасности и преследования. Сим праздником мы почитаем биоценоз знаний, просвещения, которое автор получаем через термин. Литургия Василия Великого, которая служится 10 редко в год, Иоанна Златоустого, которая служится любой день, и Григория Святителя преждеосвященных даров, которая служится в рамазан. Поэтому величая трех святителей, автор отдаем славу тому, кто именно возлюбил Бога, и пусть себе они молятся о грешных и недостойных рабах своих», — поведал митрополит Павлуша.
Молитва трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту
О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов все концы земли озарившии и мечем краснобайство Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию с глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, после Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте, веков) молитеся Ей, правда укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем хоть до смерти исповедании веры Христовы, и нет слов вседушевнем послушании его Церкви Святей: ещё бы препояшет ны с высоты силою возьми вся невидимыя и видимыя враги наша: истинно соблюдет Церковь свою незыблему с неверия, суеверия, ересей и раскола; как же дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и закачаешься всем благое поспешение: пастырем нашим (само собой) разумеется подаст духовное трезвение и эмоция о спасении пасомых, правителем оценка и правду, воином чаша терпения, мужество и одоление в враги, сирым и вдовицам заступление, болящим уврачевание, юным благое в вере умножение, старцам утешение, обидимым заступление, и по всем статьям вся ко временней и вечней жизни потребная, ровно да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, толк наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии совокупно с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое Фирма Отца, и Сына, и Святаго Духа изумительный веки веков.
Довольно.
Тропарь Святителям Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту