(1707 — 1793)
итальянский драматург
Гольдони родился в Венеции в 1707-м году деда в доме, свой большой любитель театра, он уже ребенком знакомился с сцены, в изображениях. Изучая, по приказанию отца, медицину, он больше читал Плавта, Теренция, Аристофана, Менандра и вместе с тем усердно посещал театр, водил компанию почти исключительно актерами и актрисами. Позади его просьбы, учитывая, отца, позволило ему изменить факультет.
Сначала в Венеции, потом в Павии Карло Гольдони, занимающихся юридическими науками, но гораздо усерднее, познакомиться с драматической литературой вообще, в италии, в частности прискорбием видит, последнее, отсутствие, что-то достойного внимания и, несмотря на свои 16 лет, задумывает реформу в этой области. За сатиру драматической форме: «Колосс» его удалили из Павии, после чего он учился некоторое время в Удинэ, а затем в моденском университете, где и окончил курс.
В адвокатское сословие (в Венеции) и с успехом ведя процессы, Карло Гольдони из трагедии, что, наиболее подходящее свойство его дарования и потому выходило очень неудачно-и либретто для оперт, и те и другие стали появляться на сцене, но без успеха. Свою настоящую дорогу, сразу доставившую ему громкое имя, К. Гольдони вошел только комедией «Неверующий человек» (L’Uomo di Mondo), которою за другой: «Мот» (II Prodigo), «о Банкротстве» (II Fallimento), «Лжец» (L’Impostore) и т. д. в течение одного года им было написано для венецианской публики шестнадцать трехактных играет.
В 1761 году Гольдони навсегда оставил свое отечество, чтобы решить в Париже, куда его вызывают дирекция тамошнего итальянского театра. Два года он написал там 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и их сам автор придавал так мало значения, что почти не бывал представления; тем охотнее Карло в театр идет франция, где более росло его восторженное сочувствие к Мольеру.
Занятие должности учителя итальянского языка, внезапная потеря одного глаза, приглашение Лондона писать пьесы для тамошнего итальянского театра, большой успех, писал им-французски комедии «Благодетельный Брюзга» (Le Bourru bienfaisant), которою за более французский, не понравившаяся в париже, публике, продолжение литературной деятельности и на родном языке — вот основные биографические факты за последнее время жизни Гольдони, умершего в Париже в 1793 —
Литературное наследие Годьдони — более 200 пьес, среди которых больше всего комедий, из этих последних одни (напр. «Патеда») относятся к жанру «слезливых комедий», другие — веселые буффонады из народной жизни и так ваз. «комедии характера» (напр. «Трактирщица», Locandiera; «Комический театр», II teatro comico; «Осажденный богач», II Ricco insidiato; «Скупой», L Avaro; выше «Благодетельный Брюзга» и др. т. д.).
А это второй категории на основе большое значение Карло Гольдони в итальянской литературе, и она, слава, которою он использовал и использовать в Италии, давший заключение, ему характеристический титул своего «protocomico» (как Греция назвала Аристофана «выдающийся политический деятель»). И в его втором отечестве, Франции, такой строгий судья, как Вольтер называл его (в письме к нему) «сыном и художник природу» человека, «очистившим итальянскую сцену, изобретающим фантазиею и умеет писать звук смыслом», восхвалял «чистота, естественность» его стиля.
В италии общество и народ нашли, его прекрасный художник. Если, характеристике итальянского критика, «театр Гольдони, как в большую, людную ярмарку, где встречаешь людей, любого характера и в любом классе, первое место на этой ярмарке занимает вниз класс. Не то, что подарок, Карло Гольдони, его vis comica, не так ярко и широко, как в его так наз. «венецианских» народных комедиях; тут сравнение с ним может выдержать разве только Плавт, которые у Гольдони вообще немало точек сходства и соприкосновения.
Литературной точки зрения, пьесы Карло Гольдони занимает особое значение рисовкою персонажей, чему он дал очень высокую оценку, идущие по следам Мольера (Гольдони так и называют итальянским Мольером). В этом создании «комедии характера» и в том, реформа Карло Гольдони в области итальянской драматургии.
Завещанные итальянской комедии еще римскою так называемые четыре «маски» в результате своей старой неподвижности, получить плачевную шаблонность потерял и все, жизненность — это «маски» Гольдони заменил реальными лицами, выхваченными прямо в жизни. Грубо, большей частью импровизированную арлекинаду он заменил тонким и серьезным «жанр», который основное изображение действующих лиц, их смешных сторон, слабые и отрицательные стороны.
Строгий пурист-эстетик найдет в комедии Гольдони недостатки видов, например, чрезмерное бесцеремонности изображения и, в частности, языка, его современник и враг, известный драматург Гоцци, прямо обвиняют в том, что «он представлял на сцене только правду находил, что мы себя перед глазами, и копировал ее осязание невидимого и грубо, вместо того чтобы подражать натуре с подобающими писатель вежливости и утонченностью».
Но такие обвинения, неосновательные сами теряют каждый смысл, когда применяются писатель чисто народный: кроме того, эти недостатки эти — если они действительно недостатки у Гольдони очень мало, и обильно выкупаются fəzilətlərə.