(28.08.1749 — 22.03.1832)
немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и натуралист, иностранный почетный член Петербургской академии НАУК (1826).
Родился 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне. Скончался марта 22-1832, Веймар.
И. Гете начал с бунтарства «Бури и натиска» сентиментального романа «Страдания молодого Вертера» (1774). Затем, в период веймарского классицизма, проникнутого естественным материализмом античности («Римские elegiyaları», 1790), отмечено антифеодальными и тираноборческими (драма «Эгмонт», 1788) тенденциями, Иоганн Гете шел к реалистическому заключением проблем художественного творчества, взаимоотношений человека и общества (автобиографическая книга «Поэзия и правда», издана 1811-1833; романы «Годы учения Вильгельм Мейстера», 1795-1796, и «Годы странствий Вильгельм Мейстера», 1821-1829), пантеистическому наслаждаться полнотой жизненного опыта (сборник лирических стихов «Запад-восточный диван», 1814-1819).
Творчество Гете, отразила наиболее важные тенденции и противоречия эпохи. Окончательное философское в произведении — трагедии «Фауст» (1808-1832), и научные идеи его времени, Иоганн Гете воплощение поиска смысла жизни, найти ее в деянии. Автор трудов «Опыт о метаморфозе растений» (1790), «Учение о цветах» (1810). Как и Гете-художник, Гете-натуралист охватывала природу и все живое (включая человека) целый, полный. На темы произведений Гете писали музыку Л. Бетховен, Ш. Гуно.
Иоганн родился в семье империю, советник и дочь франкфурт habının азербайджане старейшин. Узкий семейный круг и домашнее воспитание — отец сам занимался образованием Иоганна и его сестры — позволяет поэту внимания не так много.
Иоганн Гете рано проявил склонность к поэтическому творчеству, но господствовавшие в доме отца взгляды исключали для него возможность профессионального занятия искусством. В возрасте шестнадцати лет Гете переезжает в Лейпциг, где изучает право в университете, вскоре из-за болезни вынужден возвратиться во Франкфурт. Он, интересно, оккультной философией, астрологией, изучает средневековые алхимические трактаты. В 1769 выходит его первый печатный сборник стихов Гете «Новые песни».
В начале 1770 начинающий поэт отправляется в Страсбург, чтобы продолжить свои права занятия; кроме того, Гете поездок лекции по химии, медицине, филологии. В страсбурге происходит знакомство Гете с Фридерикой Брийон, дочерью пастора это Зазенгейме. Напишите стих, так называемые «Зазенгеймские песни», адресованные возлюбленной были опубликованы в 1775. Центральной темой Песен (впервые в немецкой литературе) являются юношеские опыта, что был резкий контраст предыдущей литературной традиции.
В сентябре 1770 в Страсбург прибыл философ, критик, И. Г. фон Гердер, который пробуждает, Гете интерес к готической архитектуре и народной поэзии. Гете читает Гомера, Оссиана, кельтский эпос. Философа начинающий поэт перенимает критическое отношение к господствовавшему в то время в немецкой сцене французскому театру. Как в отношении «умных» театру французского классицизма, Гердер указывает Гете на театр Шекспира, который приносит классицистические принципы построения драматического произведения в жертву, естественно, эмоционального выражения.
Во многом опираясь на шекспировскую трагической традиции, после возвращения из Страсбурга во Франкфурт в ноябре 1771 Иоганн Гете создает свою первую значительную пьеса «Гец фон Берлихинген» (был заложен в 1774-м году). Гец фон Берлихинген — реальный исторический персонаж, который Гете заинтересовался во время работы над своей диссертацией по истории права 15 и 16 веков.
Берлихинген, воевавший на стороне крестьян во время Великой крестьянской войны (1524-1526) воплощает свой идеальный тип «благородного немецкого», герой, патриот, мудрый, искренний, смелый, одержимого жаждой свободы. Гец, как его описывает поэт, воспринимается современниками, как образец для подражания, а сама пьеса стала своего рода манифестом «бури и натиска», политического ангажированного движения молодых литераторов, сформировавшегося вокруг Гердера и И. Г. Мерка. Вместе с другими участниками движения, Гете принимает участие в письменной форме памфлета «О немецком духе и искусстве» (1773), программном документе движения.
В мае 1772 Иоганн Гете отправляется на юридическую практику живу Вецлар, где он в виду изучать деятельность высшего апелляционного суда Священной Римской империи. В Вецларе Гете ознакомиться с невеста секретаря ганноверского посольства И. К. Кестнера Шарлоттой Буфф, что страстно влюблен.
После безнадежной любви, терзаний Гете принимает решение покинуть город. В сентябре он для всех неожиданно идет Вецлара, отослав прощальное письмо Шарлотте. Вскоре Гете из письма нему Кестнера узнает, что в Вецларе застрелился секретарь брауншвейгского посольства Ф. Иерузалем, что был влюблен в жену своего друга. В день самоубийства Иерузалем одолжил у Кестнера пистолеты.
На Гете это известие тогда сильное впечатление. Он много времени отражает самоубийства, его возникает мысль покончить с собой. Но в то же время Иоганн переживает новое увлечение. Предметом его поклонения стала замужней женщины Максимилиана Brentano, дочь его знакомой. Гете приходится сделать большое усилие над собой, чтобы избавиться от чувства ему. Весной 1774, полностью отгородившись внешнего мира четыре недели, Гете пишет «Страдания молодого Вертера» первое значительное произведение новой немецкой литературы.
Роман Гете продолжал традиции сентиментального романа в письмах, получивший распространение во второй половине 18-го века (образцовым произведением эпистолярного жанра в то время считался романЖ.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»). Но если многотомные эпистолярные романы, была переписка сразу всех героев, в «Вертере» ведущая роль принадлежит человеку.
Кроме того, в «Вертере» описание внутренней жизни одного человека, вместе с картины, если он, то в обычной бюргерской жизни. Гете революционным образом соединяющие две литературные традиции, ведь романы, описывавшие повседневную жизнь, составляли традицию многие другие романы, рассказывавшие историю души. В первом романе Гете бытие «внутреннего человека», его духовное развитие, трагедия его любви и смерти, разворачиваются на фоне повседневной жизни провинциального городка.
Создававшийся в эпоху Просвещения, когда господство разума над чувством не ставилось под сомнение, роман Иоганн Гете стал своего рода откровением. Основной темой «Вертера» люблю во всех его проявлениях. Заглавие романа очевидным образом отсылало читателей к литургической формуле, применяемой страдания Иисуса Христа.
Любовь простого человека получает в романе религиозное значение, помогает ему осознать свою индивидуальность, обрести внутреннюю свободу. Но осознание собственной индивидуальности, а значит, и определенные ограничения, и приводит Вертера к самоубийству: в смерти герой преодолевает ограниченного физического мира, ограниченность, его любовь, решить бесконечной природы.
Издание в конце лета 1774 «Вертер» имел феноменальный успех в Германии и за ее пределами. Роман сразу же была переведена на многие европейские языки. Его очень тепло приняли новое поколение европейской молодежи, тем не менее, он вызывает ожесточенную критику со стороны просветителей и церковных деятелей, среди которых считается произведение молодого автора апологией самоубийства.
Летом 1775 Иоганн Гете знаком с наследным как уже сообщалось, герцогом Саксонии-Веймара Карлом Августом. В ноябре того же года Гете переезжает в Веймар, здесь почти безвыездно проведет вторую половину своей жизни. В первые десять лет нахождения в Веймаре Гете принимает активное участие в политической жизни герцогства, он управляет военной коллегией, руководит, дорожное строительство. Этому времени относится работа Гете над драмами «Эгмонт» и «Ифигения в Тавриде», а также начало работы над «Фаустом». Наиболее важные лирические произведения этого периода, и т. д. «Стихи к Лиде» и баллады, их мотивы преобладают таинственной сущности природы, приносящей счастье и одновременно губительной.
Ответ на бурные политические события в период (Большая французская революция, франко-прусские войны) становятся попытки Гете устраниться от литературной деятельности: он все больше времени уделяет изучению естественных наук, занимается и физикой, ботаникой (трактат «Опыт метаморфозы растений», 1790) анатомией. В 1784 Гете открывает межчелюстную кость у человека.
Осенью 1786, устав, который обязанностей при дворе и двусмысленных отношений с женой одного веймарских чиновников Шарлоттой фон Штейн не знал, что аль своим общественным положением ради любви к поэту, Иоганн Гете тайно покинул Веймар. Взяв с собой рукописи некоторых произведений, он направляется в Италию.
Результат двух лет пребывания в Италии, в ходе которых Гете предательство изучению античного и классического искусства, становится перелом в мировоззрении поэта: Гете, приходит к выводу о необходимости гармоничного соединения чувства и разума в рамках серьезной завершенной формы. В риме Гете переделывает драмы «Ифигения в Тавриде» (1779-1786), «Торквато Тассо» (1780-1789) и «Эгмонт» (1788), в соответствии с свои новые художественные принципы.
С итальянского путешествия Иоганн Гете начинается эпоха т. д. «веймарского классицизма» (1786-1805) в немецкой литературе. После Гете с 1788 возвращается в Италии в Веймар, Карл-Август освободить поэта от большей части дворца, обязанностей, представив ему полную свободу деятельности. В том же году Гете берет его к себе домой, молодежь работницу цветочной мастерской Х. Вульпиус, которая живет, без заключения брака, чем шокирует веймарскую общественность. В 1789 она родила ему сына. И только в 1806 Гете решение официально вступить с ним в брак.
За последние десять лет в 18 и 19-го века, в первые годы проходят под знаком тесного сотрудничества Гете и Фридриха Шиллера, что, продолжалась до смерти Шиллера в 1805. По совету Шиллера Гете к завершению над первым романом о Вильгельме Мейстере («Годы учения Вильгельм Мейстера», 1793-1796), восстановительные работы над «Фаустом». Вместе они пишут цикл эпиграмм «Ксении», работают над балладами (шиллеровские баллады «Ивиковы важных видов чала-гель», «Кольцо Поликрата», «Коринфская невеста» Гете).
В 1808 Иоганн Гете вновь переживает тяжелый душевный кризис, причиной стало увлечение молодых эмаль воздействию устойчивого Херцлиб. Гете в кратчайшие сроки покинуть Веймар и отправляется в Карлсбад, где диктует первые главы романа «Избирательное сродство» (1809), который можно считать müjdəçisi немецкой интеллектуальной прозы 20-го века.
Гете переносит химический термин «избирательного сродства» — явления случайного притяжения элементов на сферу человеческих отношений, в то же время, чтобы показать свое влияние и единство природных законов природы не только в области химических наук, но и в «царстве разума», а также в мире любви. В этом произведении исключительная философская глубина сочетается с простотой и ясностью повествования, а каждая, даже самая маленькая, подробные описания имеет символический смысл, потому что сцены из повседневной жизни, — утверждает Гете — все простое наполнено символическим стоит, что не всегда можно понять.
1811, Иоганн Гете публикует книгу своих воспоминаний «Поэзия и правда». В 1819 на свет появляется «Западный-восточный диван», уникальный поэтический сборник, который Гете предпринимает попытку синтеза Западной и Восточной культурных традиций, 1829 получается, что вторая часть гетевского романа о Вильгельме Мейстере.
Если в первом романе о Мейстере, продолжавшем традиции «воспитательного романа» К. М. Виланда, герой образовывается через постепенное познание окружающего мира, искусство и любовь в романе Годы странствия Вильгельм Мейстера, или Отрекающиеся», идеал личности, всесторонне развитие сушки.
Главным признается практический вклад отдельной личности в общее развитие цивилизации (так, Вильгельм, отказывается от идеи стать актером и изучает хирургию). Роман «Годы странствия» интересно, что там, можно сказать, что нет, последовательное развитие сюжета; он состоит из многих фрагментов, казалось бы, различных, но связанных друг с другом сложной системой внутренних смысловых отношений.
Незадолго до смерти в 1831 году Иоганн Гете завершить трагедию «Фауст», работа над которой заняла почти шестьдесят лет. Сюжетным трагедия как источник услуг, средневековая легенда о докторе Иоганне Фаусте, заключившем договор с дьяволом, чтобы получить знание, с помощью которого можно было бы превратить неблагородные металлы в золото. Гете наполняет эту легенду глубоким философским и символическим смыслом, создав одно из самых значительных произведение мировой литературы.
Заглавный герой драмы Гете преодолевает чувственные соблазны, уготованные Мефистофелем, его стремление к знаниям является желание абсолюту, а Фауст становится столь притча принесла человечества, с его неукротимой воли, чтобы, знаний, созидания и творчества. В этой драме, художественные идеи Гете тесно тесно его естественнонаучными представлениях. Так, единство двух частей трагедии причиной принципами классической драматургии, но построено на понятиях «полярности» (термин, что Иоганн Гете ввел в своей работе «Учение о цветах» (1805 г.) для того, чтобы отметить единство двух противоположных элементов в одном целом), «прафеномена» и «метаморфозы» — процесса постоянного развития, основными все явления природы.
Если первая часть трагедии напоминает бюргерскую драму, во второй части тяготеющей к барочной веков; сюжет теряет внешнюю логику, герой переносится в бесконечный мир Вселенной, на первое место выходят мировые отношения. Эпилог «Фауста» показывает, что действие драмы никогда не закончится, ибо его составляет история человечества.