(1797-1856)
немецкий поэт, прозаик, критик и публицист, его ставят в один ряд с Гете, в среде пузыри, настойчивость, Г. Э. Лессингом.
Родился 13 декабря 1797 в Дюссельдорфе в еврейской семье. Франции, оккупировала в атмосферу раздробленной Германии прогрессивные идеи, в т. ч. новые принципы гражданского и религиозного равенства, которые на всю жизнь сделали Гейне «либералом» в традициях Французской революции. Где их смешанное образование несомненно, способствовали формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной еврейской школы он в лицее учился, здесь уроки на французском языке велись и даже католическими патерами.
Неудачными были попытки Гейне торговлей заниматься, в первую Франкфурт-на-майне (1815), а затем в Гамбурге (1816-1819). Он образование в Бонне (1819), Геттингене (1820) и в Берлине (1821-1823), где испытал сильное влияние Гегеля. В итоге, вернувшись в Геттинген, в 1825 году получил звание доктора права. После Prussiya в 1823 году отняла евреев гражданские права, Гейне стал заклятым врагом прусского режима, хотя, например, во многих современников, принял лютеранство (1825). Официальный перемена вероисповедания не дала ему никаких преимуществ, потому что его произведения и его власти куда больше, чем его религия. Сложности с объединенной австро-прусской цензурой начались, скоро и преследовали его всю жизнь.
В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В бонне он с А. В. Шлегелем и посещал его лекции; в Берлине уже состоявшимся литератором был законодательной ассамблеи на региональном заместитель, литературный кружок Рахили фон Энзе. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817 году; первая книга «Стихи» («Gedichte») вышел в свет в 1821 году, а первый стихотворный цикл «Лирические интермеццо» («Lyrisches Intermezzo»), — в 1823 году. Попробовал он свои силы и в политической публицистике.
После университета Гейне в виду заняться в Гамбурге юридической практикой, но в конечном счете предпочел литературную деятельность и весьма быстро укрепил свои позиции как в прозе, так и поэзии. Первый из четырех томов его «Путь картины» («Reisebilder», 1826) о пешем посетить в горах Гарца («Путешествие на Гарцу» — «Die Harzreise»), принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом.
Прогулки, рисование ознаменовали также начало его многолетнего сотрудничества гамбургским издателем Ю. Кампе. В эти годы Гейне много разъезжает, проводит 3-4 месяца в Англии (1827), затем в Италии (1828), где задерживается чуть дольше; эти поездки стали материалом для следующих томов «Путь живописи» (1829, 1831). Одновременно он перерабатывал свои стихи, составил «Книгу песен» («Buch der Lieder», 1827), снискавшую широкое признание не в, по крайней мере, прежде всего, потому, что многие стихи даны музыку Шубертом и Шуманом.
В 1829 году Иоганн Котта предложил Гейне стать соиздателем своей мюнхенской газеты «Новые общие политические анналы» («Neue Allgemeine Politische Annalen»). Гейне принял предложение, но уже в 1831 году, возможно, надеясь, профессорскую должность (он ее так и не получил), оставил должность редактора.
После этого Гейне был профессиональным литератором. Два серьезных, где революция 1830 года дала ему ответ на вопрос, что делать дальше: 1831-го года, в мае он идет, Германии и навсегда поселяется в Париже. Париж круто изменил его жизнь, он поднялся на новую ступень как прозаик и публицист. Его репортажи о Франции были посвящены общественной жизни, политике, искусству, театру; репортажи о Германии — литературе и философии.
Начал он ряд статей о Париже в коттовском «Утром кусок» («Morgenblatt»), продолжая работы цикл публикаций для «Всеобщей газеты» («frankfurter Allgemeine Zeitung»), тот же издатель. Это последнее вызвало недовольство австрийского канцлера Меттерниха и полностью были напечатаны только отдельные книги под названием «Французские дела» («Franzsische Zustnde»). Книга эта посвящена режиму Луи Филиппа сильного и известного предисловие с резкой критикой Вильгельм IV Прусского, призывающее его дать народу обещанную конституцию.
Статьи Гейне о Германии, также на двух языках и включают работы «Романтическая школа» («Die romantische Schule», 1833) и «истории религии и философии в Германии» («Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland», 1834).
В 1834 году Гейне познакомился с еще молодой продавщицей Кресанс Эжени Мира, что увековечит в стихах под именем Матильды. В 1841-м году они поженились.
В 1835 году в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов «Молодой Германии» («Das junge Deutschland»). Имя Гейне было в списке рядом с именами К. Гуцкова, Г. Лаубе, Т. Мундта и Л. Винбарга. Нет, не зная снискать благосклонность официальной Пруссии, Гейне не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которые в Париже вокруг себя объединил Л. Берн. Берне резко обрушился на Гейне в своих «Письма в Париж» («Briefe aus Paris»), и Гейне был вынужден ответить.
Он это уже после смерти Берне в работе «Людвиг Берне. Книга воспоминаний» («Людвиг Berne, eine Denkschrift», 1840), ожидается, что у себя на родине весьма холодный прием.
Же в 1840 году Гейне восстановления во время «Всемирной газеты» различных направлений публикации о жизни Парижа, в 1854-м году вышедшие отдельной книгой под названием «Лютеция» («Lutezia»). Это были его последние опыты в области журналистики; он стихи начал писать, что снова доминирующее положение занял в его творчестве, о чем свидетельствуют выходящие другой книги «Атта Тролль» («Atta Тролль», 1843), «Новые стихотворения» («Neue Gedichte», 1844) и «Германия. Зимняя сказка» («Deutschland, ein Wintermrchen», 1844), результат проведенных в течение года до поездки на родину и одно из самых сильных произведений.
Этого времени здоровье поэта было сильно подорвано; семейные ссоры подлежит смерти дяди в 1844 году, в стране болезни, что в 1848 году обратил Гейне в постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности. Несмотря на то, что болезнь превратила ее жизнь в настоящий страдание, творческая энергия Гейне значительно возросла, что и этого «Романсеро» («Romanzero», 1851) и «Стихотворения 1853 и 1854 годов» («Gedichte 1853-1854») из-за гонений, которым еще один сборник, опубликованы после его смерти. Умер Гейне в Париже 17 февраля 1856 года; похоронен на Монмартрском кладбище.
Произведения Гейне легко читаются — отчасти потому, что он умел о много сказать просто и коротко, частично потому, что он никогда не вдавался в пространную спорить предпочитают короткие стихи или прозу и легко пройдя один предмет в другой. Его популярность, но отнюдь не истинное его место в литературе, зиждется на стихах, ярких и неподражаемых песнях (Lieder), широко известный в мире. Он только родился поэт, но и блестящий прозаик, соединяя в своих произведениях ясность Лессинга, которым восхищался, с гением Ницше, который восхищался им.
Проза Гейне «Книга Le Grand» («Das Buch Le Grand»), повествующий о вступлении французов в Дюссельдорф, стоит в одном ряду с балладой «Гренадеры» («Die Grenadiere»), посвященный тем же событием. Вообще, путевые заметки Гейне дают яркую картину его дарования — острая ума, едкой иронии, сатирического дара. Но на фоне стихов, написанных Гейне в последние 15 лет жизни, все прочее отходит на второй план. Как поэт-лирик он достиг превосходных навыков.