Конструктивизм-направление в художественной культуре, с особой отчетливостью заявил о себе в 20-30-х года. XX в. Он выдвигает на передний план конструктивно-техническую сторону творчества, как одной из основных задач в создании материальной среды, окружающей человека. Преобразование самом деле осуществлялось с помощью новой техники для создания простых, логичных, функционально чистых форм и целесообразных конструкций. В соответствии с конструктивистским идеям, были построены с инженером Э. Фрейсине складчатые бетонные арки ангара в Орли под Парижем.
Рационализм хочет выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным потребностям общества, эстетических потребностей и уровня промышленного и технологического развития. Он имеет в виду требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Принципы до сих пор осуществлялись Ле Корбюзье во Франции, школа «Баухауз» в Германии.
Ле Корбюзье (1887 — 1965) считается одним из самых влиятельных архитекторов ХХ века, Этот французский архитектор, не только практик, но и теоретик архитектуры. Ле Корбюзье был среди создателей таких современных течений в архитектуре, как рационализм и функциональность. Он видел в современной технике и серийности индустриального строительства основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. Современной архитектуры, безусловно, оказывают влияние на его пять принципов: дом на столбах, сад на плоской крыше, без оформление интерьера, горизонтально, большие окна и свободная планировка-фасад. По проектам Ле Корбюзье построено множество зданий в Европе и Азии, в том числе и здание Центросоюза в Москве на Мясницкой улице (1955). Он создавал и крупных городских ансамблей, например, Чандигарх в Индии (1951 — 1956).
Функция требует строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственных и бытовых процессов (функций). Это архитектурное направление складывается почти одновременно в Германии и Голландии. В. Гропиус возводит в Германии здание завода Фагуса. Его фасад представляет собой непрерывную стеклянную стену, обеспечивающую освещение интерьера. Для функционализма характерны новые принципы архитектурной практике, как типизация и индустриализация строительства, создание малометражных («минимальные») квартиры. Появляются новые приемы и нормы планировки не только зданий, но и целых жилых комплексов: стандартные секции и квартиры, «маленький», развитие районов на цели зданиях, на улице и т.н. В крупных городах стали «зонировать» территории, выделения специальных помещений для каждой функции: бизнес-центр, «спальный район», т.н. Пример функционально-рационалистического подхода к архитектуре может служить в качестве небоскребов.
В отличие от этого во многих отношениях обездушенной промышленной архитектуры возникают утопические направления, в частности, дезурбанизм. Англичанин Э. Хоуардом была разработана концепция города-сада, пропагандирующего здоровый образ жизни, но практического применения этой концепции дал ничтожные результаты, несмотря на все усилия Ассоциации городов-садов, охватывающих Англии, Франции, России.
Оппозиция авангардизму в изобразительном искусстве и в архитектуре представляет собой национальная романтика и нео-классика. В то же время, ряд особенностей и неоклассицизма, и национальной романтики соответствовать канонам модернизма (например, преобладание вымысла автора более впечатлений от природы, или присущи национальной романтики узорно-украшена композиция, и плоскостно-графическая техника, не включается передача световоздушной среды).
Автор текста: М. В. Соколова