В Москве прошла Первая биеннале современного искусства, в которой приняли участие около 300 художников из 30 стран мира. Одной из главных целей биеннале является развитие международного диалога об искусстве, моральные, социальные и политические изменения в обществе.
Тема московского фестиваля «Диалектика надежды», обращенной в будущее, как искусства, так и общества в целом. Надежды на свободное выражение мнения, призыв к толерантности и всеобщей дискуссии — вот гумманистический посыл для ее организаторов.
Надежды юношей питают
Если перефразировать знаменитую ломоносовскую медаль, так что можно было бы определить суть главного проекта биеннале «Диалектика надежды», осуществленного в стенах бывшего Музея Ленина, что по какой-то очень символично — давайте вспомним, что религиозная «Революция вспыхнула, товарищи!» Действительно, современное искусство ворвалось в центр похоронен метелями столицы, сдавшейся под давлением молодых художников.
Ведущий жанр биеннале стал видеоарт. Одним из лучших произведений можно назвать видео-Джун Нгуен — Хацушиба «счастливого нового года: Мемориальный проект «Вьетнам II». Название фильма относится к засаде, устроенной войсками Северного Вьетнама, известную как «Наступление Тет». В прозрачной воде под гулкие звуки гонга появляется дракон, крыло пловец. Медленно извиваясь в странном танце, он приходит, гипнотизируя и парализуя зрителя. Он идет на войну, но будет повержен. Фильм насыщен множеством символов и мифологем, но и визуально он производит сильное впечатление. Еще одна прекрасная работа — фильм «Вива, Испания!» Пилар Альбаррасин. Художница исследует стереотипность существования испанской женщины: его поведение, облик и социальную роль. Женщина в слишком яркий современный костюм идет по улицам Мадрида, преследуемая, ул. оркестриком, который играет бравурную мелодию. Она не может вырваться из круга музыкантов, вынуждены подчиняться правилам игры и в самой игре в этот «праздник каждый день». В объект Томаса Сарацено «Соединенное небо» шар со встроенной камерой, вращается в пространстве зала, проецируя полученное изображение на экран. Мелькают стены, окна, люди — все, что предлагается «на глаз» подвижному объективу. Преображенная непрерывное беспорядочное движение реальность становится метафорой нашей быстро меняющейся сущности.
Наши соотечественники пытались представить достойные проекты, тяготея к проблемам национальной идентичности. «Синие носы» снять несколько коротких видео о жизни «маленьких» людей. Поставив на экраны в большие коробки, художники предоставили зрителю возможность подглядеть, как эти маленькие человечки борются, в голову, заниматься любовью и т.н. «Скоморохи наших дней,» они смеются над своими же собратьями по цеху: современных художников, увлеченных акционизмом и перформансом, а и вообще на ценности современной культуры. Мастер-класс
В программу биеннале включены и произведения художников мирового масштаба: Кристиана Болтанского, Билла Виолы и Ильи Кабакова.
Инсталляции Болтанского «Призраки Одессы» — самая пронзительная работа биеннале, пожалуй, лучшая. Официально художник рассказывает историю своей семьи. Его дед, родом из Одессы, эмигрировал во Францию, взяв с собой только один самоваре. За ним бежит и его невеста — бабушка художника. Эта романтическая история легла в основу установки, тема которая повсеместно до рассмотрения механизма памяти, как правило, личной и исторической, воспоминания о жизни в человеческой душе. Основная часть установки Болтанский поместил в пространство флигеля Музея архитектуры, частично превратившегося в руины, которые он смог оживить. Десятки черных пальто, «висит» на потолке, тишина, каменные стены и жуткий холод, пронизывающий насквозь… Художнику удалось воссоздать ощущение жестокой необратимости времени. И на мгновение остановился. Еще один мастер — Билл Виола для работы с тонкими материями человеческой психики получил от критиков титул «Рембрандта эпохи видеоарта». В ГМИИ им.Пушкин был представлен его мультимедийная видеоинсталляция «Приветствие», создана на базе «Встреча Марии и Елизаветы» Якопо Понтормо. Само событие — встреча — Виола приобретает священное значение, хотя действие происходит в современном городе, кроме того, что драпировки и цвета одежды сродни стиле итальянского маньериста. Но гораздо более медленное движение героини и саундтрек, как и шумы от морских раковин, вытяните происходит в обычных контексте, да и вообще от земной реальности. Сам Виола думает, что его сюжет «о пронзительности приветствий и прощаний, за то чудо, что происходит сиюминутно где-то с нами рядом».
Параллельно
Специальная программа не уступала основной, так как представляет собой на самом деле ведущих российских художников. И первое место по праву принадлежит выставки, подготовленной Третьяковской галереи на Крымском Валу «Сообщников». Здесь показаны те, которые ранее названы нонконформистами. Можно сказать,отцами второго русского авангарда. В экспозицию вошли фоторепортажи с акций «Коллективных действий», первые эксперименты с фотографией Ф. Инфанты и Н. Горюновой, Б. и Р. Горловиных, монтаж Д. Пригова, объектов Века Скерсиса, И. Наховой, живопись Н. Алексеева и К. Звездочетова, фото Комара и Меламида — редкие вещи, собранные усилиями главы А. Ерофеева. Должен признать, что то, что было создано для квартирных показов, выдержал испытание в музее, и для многих стало откровением.
Достаточно интересная программа прошла и в Музее современного искусства, вместившего три выставки. Самая пафосная из них — Starz, это я имею в виду звезды. В этот почетный список вошли: великий и ужасный О. Кулик, заслуженные мэтры А. Виноградов — В. Дубосарский, друзья группы АЕС+Ф и мастер перевоплощений Века Мамышев — Монро. Название проекта было подтверждено и выборе работы, большинство из которых давно уже «звездами», так что выставка представляла собой ретроспективу наших «классиков». Собака тема Кулика действительно входит в золотой фонд, а также сексуальные игрища на фоне предмета у Виноградова — Дубосарского, а томные герои Мамышева — Монро неожиданно свежий дополняют виртуальные дети в беленьких маечках «АЕС+F».
Автор текста: Федотова, искусствовед
• Anticvaria.com Форум для живописи и антиквариате